На все, что творится вокруг фестиваля, можно смотреть по-разному. Можно с точки зрения закона. И тогда становятся непонятными претензии Грушинского клуба. Ведь согласно законодательству НПО «Мета» имеет на поляну все права. И точка. Правда, наверное, существовал способ сделать так, чтобы данный участок земли вообще мог бы не выставляться на торги. Но случилось то, что случилось, и торги состоялись. Вообще же все, что творится вокруг Грушинского фестиваля в последние годы, рано или поздно должно было привести к большому скандалу. О том, что с фестивалем надо что-то делать, его как-то надо менять, впервые заговорили еще в начале 90-х. Уже тогда в кругах, близких к клубу, начали возникать определенные конфликты и появляться недовольные политикой Бориса Кейльмана. Еще тогда возникла некая оппозиция, и нашелся человек, который готов был взять на себя ответственность за будущее клуба и фестиваля. Звали этого человека Василий Федоров. Молодой, активный, деловой, современный. Окажись он президентом клуба, может быть, сегодня не было бы всего этого скандала, и у поляны давно был бы хозяин. Но Федорова не поддержали, а молодое сердце не выдержало и остановилось. Это стало трагедией не только для его семьи и друзей, но, вероятно, и для всего, что связанно с фестивалем. То, что Грушинский-явление, никто не спорит. Но, может быть, хватит жить иллюзиями прошлого? Пора понять, что любое мероприятие требует вложений. У государства их нет, значит, надо идти к спонсорам. При этом не стоит забывать, что на дворе рынок, значит, есть конкуренция, которую Грушинский породил себе сам. Ведь «Самарские барды» не с неба спустились. Жили они в этом городе, сотрудничали с клубом и отделились от него. Их творческая программа ближе тем, кто хочет послушать на поляне традиционные бардовские песни, а не Юрия Шевчука. Что с фестивалем будет дальше, покажет время. Прав Олег Сысуев, утверждающий, что выживет тот из двух Грушинских, который будет лучше организован. Но в любом случае шлейф скандала будет тянуться за фестивалем долгие годы, заслоняя за собой авторскую песню и все светлое, что с ней связано.