В конце мая в отреставрированном здании самарской Фабрики-кухни открылся филиал Третьяковской галереи.
Посетителям представили две экспозиции — выставку, посвященную истории здания, и мировые шедевры Третьяковской галереи в проекте «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Также на территории филиала открылись культурно-просветительский центр, арт-резиденция с программой «Художник+», Клуб Третьяковки и кинозал. Подобные пространства-музеи планируются в Калининграде и Владивостоке.
История Фабрики-кухни раскрывается в интерактивной выставке на первом этаже. «Коллективный быт должен освободить работающего человека от необходимости самостоятельно готовить пищу — должны быть созданы общественные кухни, столовые, прачечные, чистые, светлые», — гласит цитата из послания Нарпита (государственная организация общественного питания СССР).
Значительная часть экспозиции посвящена автору концепции и идеологу проекта здания Фабрики-кухни в виде серпа и молота — архитектору Екатерине Максимовой. Само пространство выставки поделено на линию раздачи, зал приема пищи и подсобные помещения. Основные вехи общепита размещены в виде кулинарных книг советского времени. Среди экспонатов — настоящие весы советской эпохи, оборудование тех времен, бесчисленное количество столовых приборов и вафельниц.
На разносах под клошами (купольная крышка для накрытия тарелки) заботливо разложены муляжи еды. Рецепты на стенах можно запросто оторвать и забрать с собой. Основной принцип выставки — трогать можно все. Также команда Фабрики-кухни сделала интервью с причастными к ее истории людьми, которые можно послушать в специальных наушниках.
Обязателен к посещению фирменный магазин Третьяковской галереи. В нем можно приобрести книги, различную полиграфическую продукцию, значки, сувениры, тарелки, сумки, одежду, шоперы. Памятный значок с эмблемой филиала Третьяковки или человечки с картин Малевича стоят 450 рублей. Личную библиотеку можно пополнить увесистым фолиантом, посвященным конкретно нынешней выставке «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» за 2000 рублей.
Сама выставка разместилась на втором этаже Фабрики-кухни. Всего в ней 92 экспоната. Это хрестоматийные шедевры из экспозиции Третьяковской галереи, такие как «Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, «Земство обедает» Григория Мясоедова, «Завтрак аристократа» Павла Федотова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Утро» Татьяны Яблонской.
Специально к выставке провели реставрацию картин, максимально приблизив их к первоначальному виду. Взять, к примеру, «Охотников на привале»: в результате очистки полотна стало понятно, что на нем изображена ранняя весна, а не осень, как думали раньше, с холста ушла желтизна. Большое место уделено русскому искусству начала ХХ века — работам Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Давида Штеренберга, Владимира Татлина. Обширно представлен и «второй русский авангард» — послевоенное неофициальное искусство, а также творчество художников последних 25 лет.
Каждая картина погружает в мир высокой или не очень гастрономии. Это и натюрморты, и сцены из реальной или придуманной жизни. Выставка не ограничивается только полотнами. Например, инсталляция «Роман-холодильник» — один из ранних объектов Константина Звездочетова, пожалуй, самого ироничного классика современности. Удивительная история рассказана снаружи и внутри настоящего холодильника.
Здесь же скульптура Игоря Шелковского в виде многократно увеличенного треугольного пакета молока эпохи СССР. Работа Ольги Чернышевой, сделанная в смешанной технике из дерева, холста, гипса, алебастра и масла, — это огромный торт с мужскими губами. Не менее примечательна тушка бройлера из автомобильных покрышек Владимира Козина, подвешенная на стене. Или же «Банки» Бориса Турецкого, своего рода поп-арт, — лишь жестяные упаковки с вызывающей пустотой внутри. И много, действительно много других экспонатов.
Тему еды на выставке раскрыли и вне стен галереи. Специально к открытию филиала Третьяковки агрегатор доставки «Яндекс Еда» в коллаборации с бренд-шефом Марком Стаценко и командой самарских шефов переосмыслили некоторые блюда с картин из коллекции — «Селедки» Давида Штеренберга, «Фрукты» Василия Серебрякова и «Овощи» Аристарха Лентулова. Они представлены и в приложении агрегатора, и в меню самарских ресторанов.
Выставка будет действовать до 1 ноября. Так что есть время запланировать поход в галерею, чтобы погрузиться в мир еды и искусства, которые, как правило, идут рука об руку. Стандартная стоимость билета — 600 рублей на взрослого. Школьникам можно воспользоваться Пушкинской картой.
— Ольга Гладкова