В первые свои годы филармония держалась на первом директоре Александре Кузьмиче Щепалине. Он был не только музыкант, скрипач, но и блестящий организатор. Сейчас его уже мало кто помнит. Филармония открылась в 40-м году, а через год началась война. Сила Щепалина была в том, что он очень хорошо знал всех и умело подбирал людей. А сохранить только что организованную филармонию оказалось довольно трудно. Во-первых, у нас отняли помещение, бывший театр-цирк «Олимп». Оркестр перевели в кинотеатр «Молот», он играл там в двух залах. Передвижной оперный ансамбль в основном гастролировал. Во-вторых, сюда приехали все: Большой театр, Шостакович, лучшие музыкальные силы страны. Дома не топят, на улице темно, очереди, голод, а везде идут концерты, все театры и концертные залы переполнены. Слушатель был тоже очень искушенный, здесь было много эвакуированных из столиц. Все говорили Щепалину: «Чего ты держишь своих, кому они нужны?» Щепалин очень заботился о людях. Мне артисты рассказывали: когда они ездили выступать в село, их и сыпняк валил, и пургой заносило. Но они знали, что Щепалин сделает все, чтобы их вытащить. Когда приехал на гастроли известный пианист Григорий Гинзбург и тяжело заболел какой-то инфекцией, Щепалин взял его к себе домой, а там была семья, дети. Он был способен на такие вещи. Его не могли не заметить и уже в 43-м году перевели в Москву директором областной филармонии.
Вы видите только часть материала. Разблокируйте безлимитный доступ ко всем статьям свежих номеров и архива за 25 лет!
Это премиум-материал. Подпишитесь, чтобы прочитать статью.
Подписаться
Получите доступ ко всему контенту!Публикации свежих номеров и архив из более 120 тыс статей "Самарского Обозрения" и "ДЕЛА" с 1997 года