Роман Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» уже был экранизирован в конце 50-х Рене Клеманом. Фильм назывался «На ярком солнце». Энтони Мингелла не делал римейк этой знаменитой картины. Он снимал собственную экранизацию. Оправдывая своего героя, Мингелла вспомнил слова Честертона: «В детстве мы невинны и поэтому жаждем справедливости. Став взрослыми, мы уже виновны, поэтому надеемся на милосердие». Том Рипли (Мэтт Дэмон) по-детски жаждет справедливости, потому что уверен: его таланты заслуживают большего. А став преступником, он считает, что достоин снисхождения, потому что добивался успеха так, как мог. Этот молодой человек не только виртуозно подделывает чужой почерк и имитирует тембр голоса, но имеет и более серьезные таланты. Так почему он беден? Это драма самозабвенной любви и зависти, не знающей ни социальных, ни моральных границ, ни здравого смысла. Мэтт Дэмон играет присвоение чужой красоты, больше похожее на акт искусства. Италия здесь не просто символ сладкой жизни. Это грандиозная эротичная декорация, провоцирующая Рипли на похищение всего, что в ней есть: красивых вещей, домов, девушек (Гвинет Пэлтроу и Кейт Бланшетт), стиля жизни, самой жизни.Может быть, на его месте так поступили бы многие. По-видимому, этим, а не только верностью роману, продиктовано отсутствие разоблачения, которое стояло жирной точкой в финале картины Клемана. Энтони Мингелла не зря говорит, что «Талантливый мистер Рипли» — самый личный его фильм. Действительно, это не только история тщеславия, которое доводит человека до полного отречения от своего «я», но и апология художника, отказавшегося от авторства ради красоты рассказа. Режиссер как бы уподобился своему герою, гению мимикрии и подделок. Его фильм снят отменно, интересно, умно и высокопрофессионально — как угодно хорошо, но без каких бы то ни было признаков индивидуального почерка. Такое кино принадлежит прежде всего актерам. Точность и тонкость игры Мэтта Дэмона заставляет забыть о том, что в 1959 году на его месте был красавец Ален Делон. А ведь это одна из лучших работ в биографии Делона наравне с «Рокко и его братьями» Висконти и «Самураем» Луи Малля. Может, Мингелла прав, и его Том Рипли заслуживает милосердного оправдания?
КРЦ «Звезда». С 19 по 23 июня. Тел. 70-33-78.