Одним из последних в Самаре закрылся на лето театр «Камерная сцена», успев на прощанье порадовать своих почитателей еще одной премьерой. Три вечера подряд в Пушкинском доме шла комедия Фаркера «Хитроумный план щеголей, или В погоне за женой».
Джордж Уильям Фаркер, некогда популярный английский драматург, в наши дни почти совсем забыт и не ставится. Если не сказать о нем несколько слов, то и непонятно будет, что же мы смотрим, о чем говорим. Фаркер родился в Лондондерри (Ирландия) в 1677 году, прожил недолгую, но бурную жизнь и оставил после себя несколько «веселых и остроумных комедий, исполненных тонкого юмора и едкого сарказма», как сказано в предисловии к одному из немногочисленных русских изданий. Когда Фаркеру исполнилось 20, проповедник Джереми Колльер опубликовал свой памфлет-декларацию «Краткий очерк безнравственности и нечестивости английской сцены». Само заглавие сочинения не оставляет сомнений насчет позиции автора. Пьесы английских драматургов, представлявшие буржуа в самом неприглядном свете, вызывали гнев религиозных пуритан, чье мнение и представлял Колльер, утверждавший, что «истинное назначение театра — поощрять добродетель, противодействовать пороку… Представлять безрассудство, коварство и вообще все дурное в таком свете, чтобы они вызывали полное к ним презрение». Памфлет Колльера сыграл тогда примерно такую же роль, какую в советское время у нас играла речь генерального секретаря ЦК: на антибуржуазные (ср. «антисоветские») пьесы был наложен негласный запрет.
Джордж Фаркер пришел в театр на переломе эпох, когда принципы и эстетика Реставрации изживали себя, а новые идеи грядущего Просвещения еще только зарождались. Хотя антибуржуазный и антипуританский дух в комедиях Фаркера сохранился и порою очень силен. Характерно название его первой комедии — «Любовь и бутылка». Бутылка и в дальнейшем будет постоянным персонажем в пьесах Фаркера, как и любовь, разумеется.»Хитроумный план щеголей» признан второй лучшей комедией Фаркера (первая — «Офицер-вербовщик»). Обе имели колоссальный успех, что мало повлияло на судьбу автора: он умер в 30 лет, в долгах и бедности, как и полагается выдающемуся таланту. Об огромном успехе премьеры «Хитроумного плана» в Театре королевы в Хеймаркете умирающему драматургу рассказали друзья.
Вы видите только часть материала. Разблокируйте безлимитный доступ ко всем статьям свежих номеров и архива за 25 лет!
Это премиум-материал. Подпишитесь, чтобы прочитать статью.
Подписаться
Получите доступ ко всему контенту!Публикации свежих номеров и архив из более 120 тыс статей "Самарского Обозрения" и "ДЕЛА" с 1997 года