После грандиозного «Иоанна» на самарской оперной сцене наступила полоса длительного затишья. «Риголетто» и «Алеко» в концертном исполнении не могли утолить жажду любителей оперы. И вот долгожданная премьера — вечер одноактных опер: снова рахманиновский «Алеко», но уже в декорациях и костюмах, а рядом — «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова
По всем признакам премьера не замышлялась как «гвоздь сезона». Осуществлять ее с размахом у театра, очевидно, не было ни средств, ни особого желания. Сегодня в театре остаются незаполненными штатные единицы главного и очередного режиссеров, а также главного художника. Приглашать специалистов со стороны не стали, решив обойтись собственными силами. Спектакль поставили: дирижер В. Беляков, хормейстер О. Сафонова, автор сценографии и костюмов Е. Бальзанникова, в качестве режиссера выступил ведущий солист оперы А. Пономаренко.
Вечер начинается с «Моцарта и Сальери», оперы, никогда прежде не шедшей на самарской сцене. Ее либретто практически полностью соответствует тексту одноименной маленькой трагедии Пушкина. Римский-Корсаков поставил перед собой задачу создать мелодическую канву, точно передающую живые человеческие интонации героев литературного произведения. Опера отнюдь не являет собою череду сладкозвучных мелодий, арий и дуэтов. Это сугубо камерное, построенное в основном на мелодическом речитативе произведение, требующее от слушателей музыкальной подготовленности и внутренней сосредоточенности. И то, и другое окупается сторицей: с первых тактов музыка погружает в атмосферу подлинной человеческой трагедии, душевного надлома гения, утратившего веру в высшую правду и гармонию мироздания, совершающего злодейство во имя кажущейся ему справедливости.
Вы видите только часть материала. Разблокируйте безлимитный доступ ко всем статьям свежих номеров и архива за 25 лет!
Это премиум-материал. Подпишитесь, чтобы прочитать статью.
Подписаться
Получите доступ ко всему контенту!Публикации свежих номеров и архив из более 120 тыс статей "Самарского Обозрения" и "ДЕЛА" с 1997 года