Две картины современных авторов, где изображены моменты торжества и издевательств золотоордынских ханов над русскими князьями и воинами, могут оказаться вне закона.
Депутат Государственной думы Михаил Матвеев попросил Следственный комитет и Федеральную службу безопасности провести экспертизу картин «Пир монгольских военачальников» и «Пленение великого князя Василия Темного». Об этом он сообщил в своем телеграм-канале.
Матвеев пояснил OBOZ.INFO, что проверка должна быть проведена на предмет экстремизма: на наличие составов преступления по ст. 148 УК РФ (Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и ст. 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
Скандал разгорелся после публикации интервью зампреда Духовного управления мусульман России (ДУМ) Дамира Мухетдинова. Зрители заметили, что на стене его кабинета висит картина «Пир монгольских военачальников Чингисхана во главе с Джубэ и Субэдэем после победы над объединенным русско-половецким воинством на Калке 31 мая 1223 года» современного художника из Пензы Ильдара Акжигитова.
Эта находка возмутила многих. Дело в том, что на ней изображено, как военачальники установили столы на телах умирающих русских князей и воинов, чтобы пировать, а также попрали христианское знамя.
«Какая прелесть. Оказывается в кабинете зампредседателя ДУМ РФ висит картина с русскими князьями, умирающими под настилом, на котором пируют ордынцы. Дружба народов по-ордынски. Сразу и про историю, и про современность. И про будущее, если не будут предприняты защитные меры», — написал в своем телеграм-канале член комиссии Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков.
Свою позицию также высказала Член Совета по правам человека при президенте РФ, главный редактор ИА Регнум Марина Ахмедова. «Вот пусть теперь (Дамир Мухетдинов, — прим. ред) повесит ее у себя дома, и каждый раз при взгляде на нее спрашивает себя, не перепутал ли он горести России со своими личными радостями», — написала она.
Сам автор работы Ильдар Акжигитов опубликовал пост, где выразил сожаление, что его картина «вызвала такой неприятный резонанс» и уверяет, что не хотел задеть чувства православного народа.
«По моей мысли, это историческое полотно должно служить сплочению нашего общества, а не разобщению, ведь русско-половецкое войско проиграло битву из-за разобщения. Общеизвестно, что к поражению привело то, что части русско-половецкого войска не общались и не координировались между собой из-за гордыни», — написал он.
Акжигитов пообещал в ближайшее время приехать в Москву и исправить на картине детали, возмутившие общественность.
Дамир Мухетдинов также поспешил дистанцироваться от Орды. Он объявил, что после скандала убрал картину из кабинета.
«Предки моего народа тюрки-половцы изображены не в рядах монголов, празднующих свой триумф, а под их щитами, ведь славяне и тюрки в этой битве сражались вместе против захватчика в лице монгольской армии под предводительством Субэдэя и Джэбе. Это — часть нашей совместной истории. Не доводилось встречать обвинения в русофобии художников Илью Репина за его картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» или Василия Верещагина за картину «Торжествуют», запечатлевшую отрубленные и насаженные на кол головы русских солдат. Поэтому обвинения в свой адрес я считаю неадекватными», — цитирует его слова телеграм-канал ДУМ РФ.
Также Мухетдинов пообещал заменить картину на полотно, посвященное Великой Отечественной войне.
Впрочем, неравнодушные граждане заметили на стенах кабинета Музетдинова и другие спорные картины. В частности, они усмотрели оскорбительные мотивы в полотне «Пленение великого князя Василия Темного», князь был пленен казанскими татарами.
— Надежда Галимуллина