Музейный фонд Донецкой филармонии пополнился уникальным архивом из коллекции активиста Самарского регионального отделения Русского географического общества, коллекционера Дмитрия Хмелева.
Речь идет о личном архиве выдающегося музыканта Соломона Фельдмана, который восстанавливал жизнь симфонического оркестра Донецкой филармонии в послевоенное время. Под его руководством были исполнены все симфонии, концерты и увертюры Бетховена, все симфонии Рахманинова и Чайковского, пять симфоний Моцарта, а также множество произведений советских и зарубежных композиторов.
Архив Соломона Фельдмана имеет важнейшее историко-культурное значение, отметил генеральный директор и художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий: «Благодаря сведениям из этого архива мы видим, что улица Постышева, на которой расположена Донецкая филармония, во времена Фельдмана называлась Седьмой линией. Также в этом архиве мы нашли подтверждение того, что город Донецк назывался городом Сталино».
В архиве сохранена очень интересная переписка, рассказывает худрук филармонии. Соломон Фельдман получал письма от своих родных и на адрес Сталинской филармонии, и на свой личный адрес по улице Артема, где проживал в те годы. «Мы также получили биографию музыканта, написанную им собственноручно. Это большое чудо и возможность прикоснуться к истории и Донецкой филармонии, и тех людей, кто создавал здесь культуру и искусство. И был первопроходцем», — говорит Александр Парецкий.
После многих лет работы в Донецкой филармонии Соломон Фельдман отправился в Куйбышев (ныне Самара). И вот как раз Самарское региональное отделение Русского географического общества передало в Донецк эти бесценные материалы в рамках проекта коллекционера и мецената Дмитрия Хмелева «Адрес надежды: Бугуруслан». По словам Александра Парецкого, в музее филармонии будет создан специальный стенд, посвященный архиву Фельдмана.
Проект «Адрес надежды: Бугуруслан», созданный и реализуемый Дмитрием Хмелевым, нацелен на восстановление объективной историко-культурной картины в России и за ее пределами. Имея одну из самых богатых коллекций в мире, Хмелев, собирая по крупицам информацию об истории той или иной вещи или документа, возвращает их на историческую родину. Примечательно, что архив Соломона Фельдмана был найден случайно, при расселении ветхого, аварийного дома на улице Самарской. Оттуда он и попал в коллекцию Хмелева.
«Бугуруслан — маленький город в Оренбургской области, чье название в настоящее время ничего не говорит гражданам России, — рассказывает коллекционер. — А во время Великой Отечественной войны название этого города было знакомо всем гражданам СССР. От переднего края фронта до самого глубокого тыла. Так как здесь располагалось единственное в СССР справочное бюро по розыску людей, потерявших связь между собой в вихре войны. Родители искали детей, жены и мужья искали друг друга. Люди искали братьев, сестер и других родственников». По данным Дмитрия Хмелева, за время войны в справочное бюро Бугуруслана пришло около семи миллионов запросов на розыск, найдено более 3 млн человек. В 1946 году бюро было закрыто, но до 80-х годов XX века в Бугуруслан продолжали приходить письма с просьбами найти родственников. Тогда-то и пошло крылатое выражение: «Адрес надежды: Бугуруслан».
Передача архива Соломона Фельдмана в Донецк осуществлялась силами Самарского областного отделения РГО, волонтеров и сотрудников силовых ведомств, сопровождавших гуманитарный груз в «серую зону». Руководство Донецкой филармонии выражает благодарность всем, кто помогал возвратить письма Фельдмана на историческую родину.
ДЕНИС ВОЛКОВ, председатель Самарского регионального отделения Русского географического общества
Сохранение нашей истории для детей и внуков — важнейшая задача, которую ставит перед собой Русское географическое общество. Передача архива Соломона Фельдмана в Донецк — это не просто пополнение музейного фонда Донецкой филармонии, но и восстановление исторической справедливости. Именно поэтому очень важно сохранять подобные архивы. Уверен, что в музее филармонии будут бережно относиться к этим документам, а посетители культурного учреждения получат уникальную возможность знакомиться с ними.
— Отдел общества