OBOZ.INFO и ПАО «ТОАЗ»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ
Публикация подготовлена на основе материалов видеолекций интеллектуального клуба ПАО «ТОАЗ» — «Химия слова»
Есть ли у животных душа?
Уточню сразу, мы вкладываем в слово «душа» не тот смысл, который видит монах, живущий бок о бок с тиграми, понимая друг друга. В наличии души у тигра в его монастыре никто не сомневается.
Мы говорим не про бессмертную неуловимую субстанцию, при упоминании которой ученые делают постные лица и говорят: «мы ничего не можем сказать, поэтому давайте об этом просто не говорить».
Мы говорим про душу, совершенно «официальную» как она есть, в переводе с греческого psykhḗ (психея) – душа, то есть психика.
Психикой животных наука заинтересовалась раньше, чем психикой людей.
Такая наука как психология до 19 века и не существовала вовсе. Зато примерно в XIX веке стала потихонечку формироваться научная дисциплина зоопсихология.
Тогда ученые заподозрили что под комплексом поведенческих реакций животных что-то есть и это «что-то» можно изучать, если докопаться. Если начать снимать слой, скрывающий от нас причины поведения животных, мы наверняка что-нибудь интересное нароем. Начали рыть, и действительно, появились очень интересные факты.
Уже после того, как ученые поняли что поведение животных можно объяснить, что у него есть совершенно объективные причины, что поведение может являться предметом не только философических спекуляций и объектом внимания поэтов и писателей романистов, но и предметом научного знания, ученые начали переносить методы изучения животных на людей и появилась психология.
Психология эволюционно произошла от зоопсихологии.
Содержание:
Часть 1. Дарвин и Дженни
Часть 2. Когда вам кажется, что ваша собака смеется, вам не кажется
Часть 3. Смеющаяся ворона
Часть 4. Живые автоматы
Часть 5. Гиблое дело
Часть 6. Соображают!
Часть 7. У обезьян депрессии, а у крыс — неврозы
Часть 8. Каменный век и летающие обезьяны
Часть 9. Феномен умного осьминога
Часть 10. Многоходовочка
Часть 11. Темное «Я»
Часть 12. Люди копируют муравьев
Часть 13. Говорящие обезьяны
Часть 14. Власть и секс
Часть 15. Никому ничего не скажу
Первым объектом изучения стал орангутанг Дженни. Жила Дженни в Лондоне, а наблюдал ее — автор первого капитального труда по изучению душевной жизни животных Чарльз Дарвин.
Началось все с того, что служитель зоопарка, где жила Дженни, дразнил ее, то предлагая, то пряча яблоко.
Наблюдавший за этой картиной Дарвин был восхищен и потрясен абсолютно человеческой гаммой чувств и эмоций, которые отображались на ее лице. Он был потрясен тем, насколько все ее реакции были адекватны тем чувствам, которые мы сами бы испытывали в подобной ситуации.
Дарвин со свойственной ему прозорливостью и заподозрил, что эмоции человека и животных имеют одно и то же происхождение. Все это укладывалось в общую картину его теории эволюции видов.
Происхождения их от единого предка посредством наследственности, изменчивости и естественного отбора.
Дарвину пришла гениальная мысль, что психика и поведенческие структуры – это такие же органы живого существа, как его конечности, голова или органы пищеварительной системы.
Кроме гениальности Дарвина меня поражает его мужество. Мы сейчас оцениваем его идеи, как гениальные, а 200 лет назад – это была пощечина всему викторианскому обществу. Да и не только ему, а вообще всему разумному человечеству.
Таких пощечин Дарвин отвесил три. Их отзвуки в обществе слышны до сих пор.
Первая пощечина — теория эволюции, теория происхождения видов посредством наследственности, изменчивости и естественного отбора от общего предка.
Оскорбительный для человечества выпад, что человек и современные обезьяны имели общего предка и мы с современными обезьянами эдакие двоюродные родственники.
Это многим не понравилось тогда, многим не нравится и сегодня. Однако и тогда были факты подтверждающее эту теорию, а сегодня их стало столько, что возражения невозможны.
Вторая пощечина от Дарвина — теория полового отбора.
На нашем канале есть выпуск «Половой отбор: чего хотят женщины». Он один из трех-четырех наших самых скандальных выпусков и поэтому я очень хорошо понимаю Дарвина.
В Дарвина полетело огромное количество банановых шкурок, только за то, что он логично обосновал, что самые беспечные женские капризы играют в эволюции видов определяющую роль.
Потому что самка выбирает для размножения только того самца, который ей нравится и соответственно закрепляет его признаки в следующих поколениях, женский вкус в конечном итоге определяет то, как весь этот вид будет выглядеть. Это было очень неприятно слышать большинству.
Однако Дарвин на этом не успокоился и отвесил обществу третью оплеуху.
Он заявил, что различия между мышлением и психическими феноменами у человека и животных носят не качественный, а всего лишь количественный характер. Что, в переводе на разговорный, звучит как люди и животные разные, но разница эта не принципиальна. Она скорее сродни разницы между большим огурцом и маленьким огурцом, а не разнице между огурцом и компьютером.
Это совершенно одного рода явления просто одно больше, а другое меньше. Между ними нет никаких непроходимых пропастей, они плавно, эволюционно переходят одно в другое.
Соответственно, то, что душа (в понимании психики) несомненно есть (мы ее видим, чувствуем, мы можем делиться, мы можем оценивать) – это, как раз и есть доказательство того, что душа есть у животных. Ибо согласно эволюционной теории ничто не возникает из пустоты. Да и в целом, согласно любой теории и здравому смыслу, ничто не возникает из ничего, все имеет свою предшествующую форму. Поэтому, если мы имеем возможность наслаждаться нашей богатой человеческой душой, то следовательно у животных есть структуры, из которых она развивалась. Как и все наши органы.
Однако до сих по всем этим трем абсолютно очевидным вещам продолжаются какие-то споры. Проблема в том, что животному в душу не заглянешь.
Мы не можем заглянуть в душу животного и увидеть мир так, как видят его животное.
Это так называемый феномен умвельта. Умвельт — это картина мира каждого живого существа. Классический пример, который описал автор термина Якоб Икскюль — это умвельт клеща. Того самого клеща, которого мы боимся, заходя в лес.
У клеща нет никаких органов чувств кроме обоняния и единственный запах, который его в этом мире интересует — это запах масляной кислоты, испускаемый теплокровными животными.
Мы понятия не имеем, как жить в мире, который тебе кроме запаха масляной кислоты, ничего больше не сообщает. Тем не менее, у клеща есть поведение, траектории движения.
У нас нет способов заглянуть в голову животным. Единственное, что у нас есть – поведение животных и способы его дешифровать.
Эксперименты, которые мы можем поставить, провоцируя поведение, из которого мы можем сделать какой-то вывод о психике животных.