OBOZ.INFO и ПАО «ТОАЗ»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ
Публикация подготовлена на основе материалов видеолекций интеллектуального клуба ПАО «ТОАЗ» — «Химия слова»
Есть ли у животных душа?
Уточню сразу, мы вкладываем в слово «душа» не тот смысл, который видит монах, живущий бок о бок с тиграми, понимая друг друга. В наличии души у тигра в его монастыре никто не сомневается.
Мы говорим не про бессмертную неуловимую субстанцию, при упоминании которой ученые делают постные лица и говорят: «мы ничего не можем сказать, поэтому давайте об этом просто не говорить».
Мы говорим про душу, совершенно «официальную» как она есть, в переводе с греческого psykhḗ (психея) – душа, то есть психика.
Психикой животных наука заинтересовалась раньше, чем психикой людей.
Такая наука как психология до 19 века и не существовала вовсе. Зато примерно в XIX веке стала потихонечку формироваться научная дисциплина зоопсихология.
Тогда ученые заподозрили что под комплексом поведенческих реакций животных что-то есть и это «что-то» можно изучать, если докопаться. Если начать снимать слой, скрывающий от нас причины поведения животных, мы наверняка что-нибудь интересное нароем. Начали рыть, и действительно, появились очень интересные факты.
Уже после того, как ученые поняли что поведение животных можно объяснить, что у него есть совершенно объективные причины, что поведение может являться предметом не только философических спекуляций и объектом внимания поэтов и писателей романистов, но и предметом научного знания, ученые начали переносить методы изучения животных на людей и появилась психология.
Психология эволюционно произошла от зоопсихологии.
Содержание:
Часть 1. Дарвин и Дженни
Часть 2. Когда вам кажется, что ваша собака смеется, вам не кажется
Часть 3. Смеющаяся ворона
Часть 4. Живые автоматы
Часть 5. Гиблое дело
Часть 6. Соображают!
Часть 7. У обезьян депрессии, а у крыс — неврозы
Часть 8. Каменный век и летающие обезьяны
Часть 9. Феномен умного осьминога
Часть 10. Многоходовочка
Часть 11. Темное «Я»
Часть 12. Люди копируют муравьев
Часть 13. Говорящие обезьяны
Часть 14. Власть и секс
Часть 15. Никому ничего не скажу
Язык есть у сурикатов. Это такие прекрасные мультики, которые стоят столбиками. У них есть обозначения: орел, леопард, змея.
Есть язык, например, у мартышек. У человекообразных обезьян такого языка уже нет, у них по-другому устроена гортань. У них коммуникация строится несколько иначе.
В начале прошлого века шимпанзе пытались научить разговаривать голосом, но максимум, чего добились — английского слова «чашка», и то от орангутанга. Гортань не позволяет.
В середине 20 века возник проект «говорящие обезьяны», когда до людей дошло, что обезьян можно обучить языку-посреднику.
Первым языком-посредником был Амслен — язык американских глухонемых. Ему обучили несколько обезьян — самой знаменитой стала горилла Коко, ей сейчас уже 40 даже с небольшим. Она зрелая Матрона, очень социальная, любит котят. У нее 800 слов, она владеет синтаксисом.
Порядок слов имеет смыслообразующие значения. Коко с помощью этих слов может описывать свое состояние, если она может его зафиксировать. Она рассказывает, когда ей грустно, у нее умер котенок. И как грустно, потому что котенок ушел туда, откуда не возвращаются, а вот когда она выдала абстракцию уровня — когда ушел туда, откуда не возвращаются — вот тут все присели.
Понимание смертности, конечности жизни, для примата, которого никогда не дрессировали этим штукам — это было нечто совершенно новое!
Люди знают, что у слонов есть обряд погребения, они собираются вокруг покойника кружочком, стоят, горюют, потом забрасывают его ветками. Но у слонов не спросишь, а Коко рассказала.
Она умеет ругаться, ее приятель Майк сломал ее игрушку, и она сказала: «Майк грязный плохой туалет». В возрасте трех лет все наши ругательства выстраивались абсолютно таким же способом, вокруг около «какашечной» темы. Они служили для нас каким-то материалом для образования первых наших инвектив.
Или вот банобо по имени Канзи. Бонобо – родственники шимпанзе, очень ласковые и любвеобильные, в отличие от шимпанзе. Они очень социальные, у них постоянно возникают какие-то «терки», но все «терки» они решают с помощью секса, а не с помощью рукоприкладства, как шимпанзе.
Лидером у них может быть и самка, и самец, кто самый крутой, тот главный. Канзи — самый крутой в своей группе. Он чертов обезьяний гений. Его вообще не собирались языку учить, а учили его маму. Он на ней висел малышом, все это слушал в какой-то момент вдруг с комментаторами заговорил.
Он говорил по другой системе. Его научили не языку Амслен, а языку — Йеркиш. Йеркиш — это искусственный язык с лексиграммами.
В альбоме несколько сот символов. Каждый что-то означает. Сначала они были бумажные. Потом стали на планшетах интерактивные. Тыкая в них, Канзи рассказывает о своей жизни, о своем мире. У него порядка 500-600 слов в активе, 2000 слов в пассиве. Понимает на слух, на них реагирует адекватно. 2000 слов — это очень много.
По тесту IQ определили 84 балла — это много. Это больше чем, показывает огромное количество людей, которые ходят на работу. Когда Канзи показали видео с Како, он по этому видео выучился ее элементом языка, и они общались.
Это вообще – фантастика, когда обезьяна начинает использовать свой язык-посредник для межродового общения не только со своими экспериментаторами. Например, одна из говорящих обезьян как-то увидела на прогулке лающую собаку, и вместо того, чтобы спрятаться в машину, обезьяна вылезла из машины и начала показывать: мол, собака, уходи!
Канзи — он конечно невероятный. Вот он в своей группе бонобо. Он не одинокий, есть группа бонобо, он в ней альфа-самец, у него там есть дети, тоже говорящие, то есть там все хорошо.
При этом когда, например, у Коко спрашивали «ты кто?», она обычно отвечала: «я хороший обезьяна горилла». Один раз Коко пошутила, сказала, что она маленькая птичка. Это была шутка.
Когда у Канзи спрашивают кто он, Канзи отвечает: «Я — человек. Они – обезьяны, а я – человек».
Франс де Вааль говорит, что по сути единственное, чем мы отличаемся от животных — это язык. Язык именно той формы, в котором он существует у нас. Со всеми нашими способностями описать не только свое состояние. Описать то, чего нет, что есть внутри нас, что будет, что было. Описать сам язык. У нас в русском языке есть очень много слов, описывающих русский язык, ничего больше.
Вот это и дико круто. Это нас как-то так оторвало от всех остальных, тут мы, конечно, сделали свой прорыв, все остальное – есть у всех.
Когда животные овладевают этим языком, таким же как человеческий по структуре, они перестают чувствовать себя животными, начинают чувствовать себя людьми. Мне кажется, это волнующий фактор!
Вот Канзи пошел на пикник. С ним гуляют. Он внимательно наблюдал, как разводят костер, это было очень интересно, но наблюдал не как Рафаэль с целью потушить и вытащить оттуда все, а с целью перенять навык. Он собирает ветки, раскладывают, ему выдаются спички. Ни разу не обжегся, ни разу шерсть не опалил, он очень аккуратненько сидит и разжигает костер. Ему приносят барбкюшницу.
Дальше у него два фирменных блюда — это либо жаренные овощи на этом гриле, либо жаренные маршмеллоу на крючках.