OBOZ.INFO и ПАО «ТОАЗ»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ
Публикация подготовлена на основе материалов видеолекций интеллектуального клуба ПАО «ТОАЗ» — «Химия слова»
Есть ли у животных душа?
Уточню сразу, мы вкладываем в слово «душа» не тот смысл, который видит монах, живущий бок о бок с тиграми, понимая друг друга. В наличии души у тигра в его монастыре никто не сомневается.
Мы говорим не про бессмертную неуловимую субстанцию, при упоминании которой ученые делают постные лица и говорят: «мы ничего не можем сказать, поэтому давайте об этом просто не говорить».
Мы говорим про душу, совершенно «официальную» как она есть, в переводе с греческого psykhḗ (психея) – душа, то есть психика.
Психикой животных наука заинтересовалась раньше, чем психикой людей.
Такая наука как психология до 19 века и не существовала вовсе. Зато примерно в XIX веке стала потихонечку формироваться научная дисциплина зоопсихология.
Тогда ученые заподозрили что под комплексом поведенческих реакций животных что-то есть и это «что-то» можно изучать, если докопаться. Если начать снимать слой, скрывающий от нас причины поведения животных, мы наверняка что-нибудь интересное нароем. Начали рыть, и действительно, появились очень интересные факты.
Уже после того, как ученые поняли что поведение животных можно объяснить, что у него есть совершенно объективные причины, что поведение может являться предметом не только философических спекуляций и объектом внимания поэтов и писателей романистов, но и предметом научного знания, ученые начали переносить методы изучения животных на людей и появилась психология.
Психология эволюционно произошла от зоопсихологии.
Содержание:
Часть 1. Дарвин и Дженни
Часть 2. Когда вам кажется, что ваша собака смеется, вам не кажется
Часть 3. Смеющаяся ворона
Часть 4. Живые автоматы
Часть 5. Гиблое дело
Часть 6. Соображают!
Часть 7. У обезьян депрессии, а у крыс — неврозы
Часть 8. Каменный век и летающие обезьяны
Часть 9. Феномен умного осьминога
Часть 10. Многоходовочка
Часть 11. Темное «Я»
Часть 12. Люди копируют муравьев
Часть 13. Говорящие обезьяны
Часть 14. Власть и секс
Часть 15. Никому ничего не скажу
Шимпанзе плохо владеют мимикой. У них вокализация, они произносят массу звуков, они очень шумные. У нас речь — осознанный процесс.
Все вокализации шимпанзе идут изнутри, как раз из эмоциональных центров. Она что-то чувствует, она орет. У нее речь носит эмоциональный характер.
Часто они из-за этого «палятся», они понимают, что если она сейчас проявит свои эмоции, то это про нее узнают другие обезьяны: «Я знаю, что ты знаешь». Они прекрасно это понимают, и, если это знание не в их интересах, они сжимают себе рот, они отворачиваются. Шимпанзе пытается скрыть, что она чувствует сейчас, чтобы «не спалиться» в каком-то своем действии.
Все эмоции любви, которые есть в любви человеческой, есть у шимпанзе. Есть совершенно иррациональные привязанности. Притом, что у шимпанзе групповой брак и все могут спариваться со всеми, есть исключения. Это пары, которые этим правом не пользуются, которые любят друг друга. Проявляют человеческие эмоции.
Плата за эту любовь тоже совершенно человеческая. Наше горе – это плата за нашу любовь.
Так где же грань, между человеком и животным?
Мне посчастливилось общаться с Ясоном Контантиновичем Бодридзе – это человек волк.
Грузинский исследователь волков, который два года жил в их стае. Взрослый маугли – совершенно фантастический дядька. Волки приняли его за своего.
Грань между человеком и животным, по его мнению, проходит в культуре.
«У животных нет культуры, и перестаньте все эти ваши женские антропоиорфизации. У животных нет культуры, и все. У них нет творчества – это чисто человеческое», — сказал он мне. Я не стала спорить, потому что, кто я такая, чтобы спорить с Бадридзе. Тем не менее, есть факты, которые спорят с Бадридзе.
Например, все человекообразные обезьяны любят рисовать. Рисуют они невесть что, каля-маля. Однако, получая задание нарисовать яблоко, разные шимпанзе рисовали его примерно одинаковым способом, и в том, что они рисовали — при известной доли воображения можно было угадать яблоко.
Известны истории с рисующими слонами. Похоже, что это дрессировка, но слону нравится, что он может рисовать.
По мнению Франца Де Вааля, с которым я согласна в большом вообще, и в этом, в частности, речь — это то что нас принципиально отличает от животных. Во всем остальном, наша психика, наша душа, наше сознание от животных не очень отличается. Как говорил Дарвин, именно количественно, а не качественно.
Несмотря на это, лингвисты считают, что язык есть только у нас, и они продолжают старорежимно вопить: «Прекратите говорить о разуме животных, что это за дичь! Животные — это животные, люди — это люди». Были идеи запретить термины животный интеллект, разум животных, как недопустимое очеловечивание.
Де Вааль выступил с противоположной инициативой. В таком ключе: «давайте на какое-то ближайшее время вообще перестанем искать отличия людей от животных».
Проблема современной науки в том, что уже несколько сотен лет мы старательно ищем, чем люди отличаются от животных. Зачем? Непонятно.
Вернее, понятно, но причины достаточно постыдные, надо сказать.
Например, описан такой эксперимент с шимпанзе. У них практически фотографическая память. Они очень хорошо запоминают символы на экране. Вот экран, на нем много квадратиков, разные символы на них. Шимпанзе быстро нажимает на символы, квадратики гаснут, но шимпанзе успевает за очень короткое время их все запомнить и воспроизвести. Люди так не умеют.
Авторы эксперимента выступили с радостными заявлениями о феноменальной памяти шимпанзе. Заявления вызвали, с одной стороны, критику, мол, шимпанзе дрессировали, а с другой стороны, совершенно неожиданно нашлись люди, которые начали тренироваться, чтобы проходить этот тест быстрее, чем шимпанзе.
Вы нормальные? Что это? Понятно, что людям важно быть лучшими. Но чтобы соревноваться с шимпанзе? Давайте уже друг с другом хотя бы конкурировать. У нас настолько отключается разум, в стремлении быть лучше, что мы сравниваем, совершенно несравнимые вещи. На этом строим наши исследования. Это очень вредно.
В итоге это похоже на то, как если бы мы исследовали, как лечить печень с помощью изучения того, чем наша печень отличается от печени других млекопитающих, вместо того, чтобы исследовать печень в сущности своей.
Из-за того, что человек отказывает животным в равности себе в качественном смысле, в то время как животные обладают разумом, личностью, эмоциями, сознанием, он исключает себя из общего живого древа. То, что мы стоим особняком, это не сообщает нам превосходств, а только лишает нас энергии общего живого потока.
Дистанцируясь, мы в итоге обкрадываем себя, усыхаем, становимся безжизненными.
Очень хорошо, что наука сейчас позволяет нам вернуться обратно в семью, в лоно наших родственников. Думаю, нормальные разумные люди, узнав, что животные обладают разумом, испытывают радость и гордость.
Как испытывают радость и гордость за члена семьи, которого все считали веселым и добрым, но дураком, а он оказался вовсе не дурак.
Все животные — это наши родственники, а значит — немного все мы.
Специальный совместный информационно-образовательный проект OBOZ.INFO и ПАО «ТОАЗ» — «РЕАКТОР»
Публикация подготовлена на основе материалов видеолекций интеллектуального клуба ПАО «ТОАЗ» — «Химия слова»