OBOZ.INFO и ПАО «ТОАЗ»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ
Публикация подготовлена на основе материалов видеолекций интеллектуального клуба ПАО «ТОАЗ» — «Химия слова»
Есть ли у животных душа?
Уточню сразу, мы вкладываем в слово «душа» не тот смысл, который видит монах, живущий бок о бок с тиграми, понимая друг друга. В наличии души у тигра в его монастыре никто не сомневается.
Мы говорим не про бессмертную неуловимую субстанцию, при упоминании которой ученые делают постные лица и говорят: «мы ничего не можем сказать, поэтому давайте об этом просто не говорить».
Мы говорим про душу, совершенно «официальную» как она есть, в переводе с греческого psykhḗ (психея) – душа, то есть психика.
Психикой животных наука заинтересовалась раньше, чем психикой людей.
Такая наука как психология до 19 века и не существовала вовсе. Зато примерно в XIX веке стала потихонечку формироваться научная дисциплина зоопсихология.
Тогда ученые заподозрили что под комплексом поведенческих реакций животных что-то есть и это «что-то» можно изучать, если докопаться. Если начать снимать слой, скрывающий от нас причины поведения животных, мы наверняка что-нибудь интересное нароем. Начали рыть, и действительно, появились очень интересные факты.
Уже после того, как ученые поняли что поведение животных можно объяснить, что у него есть совершенно объективные причины, что поведение может являться предметом не только философических спекуляций и объектом внимания поэтов и писателей романистов, но и предметом научного знания, ученые начали переносить методы изучения животных на людей и появилась психология.
Психология эволюционно произошла от зоопсихологии.
Содержание:
Часть 1. Дарвин и Дженни
Часть 2. Когда вам кажется, что ваша собака смеется, вам не кажется
Часть 3. Смеющаяся ворона
Часть 4. Живые автоматы
Часть 5. Гиблое дело
Часть 6. Соображают!
Часть 7. У обезьян депрессии, а у крыс — неврозы
Часть 8. Каменный век и летающие обезьяны
Часть 9. Феномен умного осьминога
Часть 10. Многоходовочка
Часть 11. Темное «Я»
Часть 12. Люди копируют муравьев
Часть 13. Говорящие обезьяны
Часть 14. Власть и секс
Часть 15. Никому ничего не скажу
Еще один компонент личности – мышление.
Животные постоянно что-то делают: бобры строят, птицы вьют гнезда, мыши копают норы, все звери при деле.
Были времена, когда считалось что животные, они как люди по сути, только не разговаривают, чтобы их не заставили работать, как людей, а на самом деле, они такие же люди. Это был один полюс. К нему примыкали некоторые ученые до зоопсихологии.
Другой полюс – представление о животных как о неких «психоавтоматах».
Есть такая психологическая школа – бихевиоризм. Распространенная в Америке 60-х годов. Был там такой крутой фюрер, Фредерик Скиннер. Он выступил с заявлением о том, что все животные – живые автоматы, просто самообучающиеся системы, которые работают по принципу стимул-реакция.
То есть, животное ничего не думает. Просто жизненный опыт обучил его, что если в этой ситуации ты сделаешь так, то будет хорошо, у тебя будет еда, безопасность и партнер для размножения. А если сделаешь иначе, то будет все плохо. Поэтому животные делают так, чтобы было хорошо.
Бихевиоризм и с людьми не церемонился. Люди тоже автоматы, поступают как им выгодно только потому, что родители их так воспитали. Воспитали бы иначе, все было бы по-другому.
Бихевиоризм как-то прошумел лет 10, сейчас уже сошел на нет. Обозначил границу падения с этой стороны, и истина сейчас пытается себя определить где-то посередине.
Однако от бихевиоризма остался принцип, который применим к массе ситуаций в обычной жизни.
Принцип — Канон Ллойда Моргана, также известный как закон бережливости в поведении и мышлении животных, он же принцип экономии.
Звучит он так: ни в коем случае не следует объяснять какое-то поведение животного психическими функциями высшего порядка, если оно может быть объяснено психическими функциями, находящимися на более низкой эволюционной ступени.
В переводе на человеческий язык — это прекрасный принцип Бритва Хэнлона:
«Не следует приписывать злому умыслу все то, что можно логически объяснить элементарной глупостью».
Ученые, руководствуясь этим принципом экономии решили, давайте мы не будем считать, что животное делают те или иные вещи, потому что они умные. Проще объяснять их поведение, подходя к его изучению аккуратно, осторожно.
Только многочисленные, повторяемые разными учеными эксперименты, позволяют сделать вывод о том, что в животных, в части мышления, что-то есть.