Оригинальные арт-объекты, пешеходные дорожки, смотровые площадки, современные зоны питания и новые сцены — это и многое другое вскоре может появиться на главной фестивальной площадке Самарской области — легендарной Грушинской поляне.
Территория проведения одноименного фестиваля бардовской песни, традиционно собирающего десятки тысяч гостей, станет «Ландшафтным парком» и будет работать круглый год.
Как узнало «СО», министерство культуры Самарской области разрабатывает сейчас программу развития инфраструктуры единого пространства территории Мастрюковских озер.
В ведомстве Татьяны Мрдуляш уточнили, что такое поручение дал губернатор Дмитрий Азаров. Эта территория многие годы является настоящей фестивальной Меккой — помимо титульного для региона Грушинского фестиваля, традиционно собирающего десятки тысяч любителей бардовской песни и свежего воздуха, до пандемии здесь также проводились фестиваль всего живого «Метафест», этнический фестиваль «Протока», а также молодежный форум ПФО «iВолга».
Площадка на Мастрюковских озерах, а именно лесной участок площадью 142,5 га в Ново-Буянском лесничестве, с 2017 года находится на балансе ГБУК «Агентство социокультурных технологий», подведомственного министерству культуры.
В обязанности агентства как землепользователя и фактически оператора Грушинской поляны входят меры по охране, защите и воспроизводству лесов. Кроме того, госучреждение отвечает за чистоту и благоустройство площадки.
Прежде ее на протяжении более 10 лет — с 2006 года — арендовал и спонсировал жигулевский холдинг «Мета». Но после того как владелец «Меты» Николай Мартынов был осужден на 3 года и 8 месяцев лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере (его подельником был бывший глава ФСИН Александр Реймер. — Прим. ред.), дела его фирмы пошли не очень хорошо — настолько, что вкладываться в Поляну стало уже не по карману.
Собственно, поэтому и стартовал процесс досрочного расторжения договора аренды участка, после чего фестивальной площадке подыскали нового распорядителя.
При этом прежний арендатор Грушинской поляны создал хорошую основу для ее дальнейшего использования. В благоустройство знаковой площадки НПФ «Мета» инвестировала за 10 лет аренды порядка 100 млн рублей и планировала вложить еще столько же.
Только строительство ЛЭП обошлось жигулевскому холдингу в 30 млн рублей. Кроме того, на Грушинской поляне было проведено электрическое освещение мощностью 400 кВт, построено шесть сцен, понтонный мост на Волгу, временные сооружения — летние веранды для питания и домики-капсулы.
Николай Мартынов также вынашивал идею проложить подъездную дорогу в 5,5 км от поселка Прибрежный до площадки Грушинского фестиваля, проект которой оценивался им в 20 млн рублей…
Теперь, как рассказала «СО» заместитель министра культуры Самарской области Ирина Калягина, планируется полностью реструктурировать территорию Мастрюковских озер.
Проект получил название «Ландшафтный парк» и предполагает в том числе создание арт-объектов, оборудование пешеходных дорожек, а также обновление спуска от железнодорожной станции имени Валерия Грушина до Грушинской поляны — со смотровыми площадками и учетом инклюзивности.
Также, согласно проекту, планируется создать современные сцены и зоны питания, разработать новую систему водоснабжения и электрификации Поляны — в соответствии с современными требованиями и учетом статуса особо охраняемой природной территории.
Кроме того, в рамках разработки проекта рассматривается возможность круглогодичного использования территории парка, уточнила Ирина Калягина.
Год назад в интервью «СО» министр культуры Татьяна Мрдуляш, рассуждая о перспективах выхода Грушинского фестиваля на новый уровень, поясняла, что фестиваль проводится на землях лесного фонда, и это жестко ограничивает возможности создания там даже минимальной инфраструктуры.
«Но мы с этим работаем. Очень надеюсь, что найдем решение», — уверяла тогда глава минкульта.
Судя по тому, что идея трансформации фестивальной поляны дошла до стадии разработки проекта, решение действительно найдено.
Мнения по поводу модернизации Грушинской площадки расходятся. Одни эксперты указывают, что эта территория действительно требует развития и серьезных вложений, другие, напротив, считают, что основная инфраструктура там создана, поэтому больших вложений не нужно — достаточно поддерживать то, что уже существует.
По мнению г-жи Зверевой, если новая инфраструктура сможет принять гостей и зимой, «это будет прекрасно».
«Многие годы именно на это место специальный маршрут электрички привозил лыжников из города», — отмечает она.
Директор НП «Союз бардов Самары» Виктор Воронов в свою очередь считает, что существующая инфраструктура Грушинской поляны оптимальна.
«Арт-объекты — дело хорошее, конечно, но у каждого фестиваля они всегда были и были сугубо свои, ведь разноплановость титульных и некрупных, но традиционно проходящих там фестивалей исключает «единственно верные» формы и виды арт-объектов. Конечно, Грушинскую площадку можно развивать и модернизировать, но количество мероприятий, проходивших на ней до пандемии, было фактически предельным», — говорит Воронов.
Нужно будет защититься от затопления
Собеседники «СО» указывают, что участок на Мастрюковских озерах на сегодняшний день не только нуждается в новой системе обеспечения электропитанием и водой, но и требует в том числе проведения экологических мероприятий.
«Осуществить проект «Ландшафтного парка» будет сложно в первую очередь из-за того, что эта территория заливается водой», — поясняет Ирина Зверева.
«Весенний разлив Волги периодически накрывает всю территорию Фестивального парка, что накладывает ограничения на многое, — говорит и Виктор Воронов. — Плюс из-за статуса особо охраняемой природной территории действует запрет на капитальные строения и строительство дорог».
Но улучшение условий, отмечает Ирина Зверева, позволит фестивалям и форумам, проводимым на Мастрюковских озерах, не только экономить денежные и организационные ресурсы, но и привлекать больше участников, реализовывать новые творческие идеи.
Виктор Воронов опасается, что с повышением антропогенной нагрузки может пострадать уникальный ландшафт Грушинской площадки.
Ирина Зверева также считает, что главное в проекте «Ландшафтного парка» — «сохранить манящую всех гостей природную естественность».
Чиновники областного министерства культуры уверяют: сейчас есть современные технологии, позволяющие сделать пребывание гостей на Поляне более комфортным с сохранением лесного ландшафта.
Призывают зарыть топор войны
Эксперты в целом убеждены, что со сменой концепции фестивальных земель для самих мероприятий ничего принципиально не изменится — те организаторы, которые работали над проведением Грушинского или «iВолги», продолжат работать, а для тех, кто ежегодно приезжает на эти опен-эйры, перемены будут только в лучшую сторону.
Постоянный член жюри Грушинского фестиваля Галина Хомчик тем не менее опасается «нивелирования» и «уникальности места, всемирно известного как Грушинская поляна», и самого слета поклонников бардовской песни — «как уникального явления, принадлежащего именно этой поляне, Самарской области и одновременно являющегося национальным достоянием России».
«Если бы в течение года это пространство предполагало проведение принципиально отличных по жанру от Грушинского фестиваля мероприятий — концертов классической музыки, театра под открытым небом, бизнес-форума или фестиваля фольклора, тогда ситуация выглядела бы по-другому», — полагает г-жа Хомчик.
«Грушинский сейчас находится в весьма противоречивом состоянии, — констатирует в свою очередь Виктор Воронов. — Как народная традиция он сохранен, и это однозначно доказали два пандемийных года, когда вопреки всему люди собирались — пусть не на самой Поляне, но фестиваль реально состоялся. Но его организационная часть сейчас в кризисе, раскол и борьба за право на проведение фестиваля абсурдны».
Напомним, очередной конфликт внутри Клуба авторской песни имени Валерия Грушина вышел в публичную плоскость три года назад. Из клуба был исключен и снят с поста президента его многолетний руководитель Борис Кейльман.
Одним из поводов стало его единоличное решение об отчуждении символики фестиваля в пользу московской компании «ЭнергоТехМонтаж».
Прав на символику клуб не мог организовать фестиваль, и по итогам конкурса этой работой занялся фонд барда Олега Митяева при помощи Кейльмана и его команды. Одновременно клуб инициировал судебные процессы, чтобы вернуть себе права на символику, а Борис Кейльман и его команда пытались признать незаконным исключение их из клуба.
Ни один из этих процессов не изменил ситуацию.
Виктор Воронов уверен, что Грушинский фестиваль давно пора признать объектом нематериального культурного наследия, принять региональный закон о фестивале и «навсегда прекратить юридическую возню вокруг символа Самарской области». Как бы то ни было, в этом году 49-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина должен состояться в очном формате — впервые за последние два года пандемии — и будет идти четыре дня, с 30 июня по 3 июля.
КРИСТИНА ГНАТЮК, директор молодежного форума ПФО «iВолга»
Мастрюковские озера являются уникальной и живописной площадкой для проведения крупнейших мероприятий.
Мы благодарны правительству Самарской области за то, что оно основательно подошло к развитию инфраструктуры Фестивального парка.
Это позволит превратить Поляну в туристическую территорию, которая сможет круглогодично принимать гостей, и создаст все необходимые для этого условия.
Молодежный форум ПФО «iВолга» традиционно проводится на этой территории и является местом притяжения для молодежи со всей страны.
ГАЛИНА ХОМЧИК, постоянный член жюри Грушинского фестиваля
На мой взгляд, проект «Ландшафтного парка» удачно использует уже готовую раскрученность этой площадки за счет ассоциирования ее с таким уникальным и широко известным явлением как Грушинский фестиваль.
Единственное, что меня смущает, это то, что любые другие мероприятия, проходящие в этом месте, могут получить готовую, коммерчески выгодную площадку с упрощенной возможностью привлечения публики за счет использования ассоциации данного места с Грушинским фестивалем.
Тогда как представления об уникальности и единственности Грушинского, как мне кажется, будут несколько размыты.
ИРИНА ЗВЕРЕВА, вице-президент Клуба авторской песни имени Валерия Грушина
Модернизация этого знакового места актуальна. Каждое новое событие на фестивальной поляне требовало от организаторов возведения собственной временной бытовой структуры.
Это не только большие и неоправданные по времени использования затраты, но и низкий уровень таких условий для гостей фестивалей и других мероприятий.
В первую очередь необходимы туалеты и душевые. Некий прообраз таких узлов сейчас устанавливают на платных трассах. Требуется более качественный уровень водоснабжения гостей Поляны. Также необходимы капитальные конструкции, которые обеспечили бы переходы через протоки к берегу Волги.
Название проекта «Ландшафтный парк», который предполагает мероприятия реконструкции, не должно вытеснить сложившееся временем — Фестивальный парк.
Потому что это место стало знаковым только благодаря событиям на нем — фестивалям. Ландшафт фестивальной поляны давно сформирован самой природой, что и сделало его привлекательным и удобным для проведения в первую очередь Грушинского фестиваля.
Это горы, леса, озера, заливная поляна, которая каждый год благодаря подъему воды восстанавливает свой естественный природный вид. Главное в проекте — сохранить манящую всех гостей природную естественность.
Осуществить этот проект будет сложно в первую очередь из-за того, что данная территория заливается водой. Но улучшение условий позволит фестивалям и форумам не только экономить денежные и организационные ресурсы, но и привлекать больше участников, реализовывать новые творческие идеи.
— Кирилл Биджанов, Анна Медведева