Расположенный в Самаре 6-й кассационный суд общей юрисдикции в конце сентября 2021 года оставил без изменения судебные акты, признавшие экстремистскими материалами ряд изданий самых популярных в РФ толкований Корана. Что именно попало под запрет, каким был контекст этого сложного разбирательства и можно ли ставить точку в растянувшейся на несколько лет тяжбе? Разбираемся в специальном расследовании oboz.info.
Радикалы из «Красного Пахаря»
Весной 2016 года сотрудники областного УФСБ посетили частный дом в поселке Красный Пахарь Красноглинского района. Собственником дома являлся Батыр Бекмурадов 1981 года рождения, гражданин РФ. В момент появления силовиков в доме молилось более 50 человек.
Здесь изъяли много религиозной литературы и около 2 килограммов порошкообразного вещества – позднее оказалось, что это взрывчатая смесь селитры и алюминиевой пудры.
Как сообщали тогда спецслужбы, «были обнаружены компоненты СВУ, при обезвреживании которых произошла детонация, здание подверглось разрушению». Для уничтожения пакетов с взрывчаткой пришлось эвакуировать жителей соседних домов – всего 21 человек.
Словом, задержание гостей дома г-на Бекмурадова наделало много шума, сам он был привлечен за незаконное хранение взрывчатых веществ и получил условный срок.
Нелегальный молельный дом, который был обезврежен сотрудниками ФСБ, получил название «Джамаат «Красный Пахарь» (организация признана в соответствии с законодательством РФ террористической, её деятельность запрещена на территории РФ)**.
Расстановка сил
Изъятую в доме Бекмурадова литературу подвергли анализу и решили, что она содержит признаки экстремистских материалов, а точнее призывы к межнациональной и межконфессиональной розни.
В конце 2018 года прокуратура с подачи ФСБ направила в суд Красноглинского района Самарской области иск о признании экстремистскими ряда изъятых в Красном Пахаре книг. Среди спорных текстов оказались издания самых популярных толкований священной книги мусульман — Корана.
Это одно из российских изданий* тафсира (толкование) Корана за авторством известного исламского богослова ибн Касира, жившего в 14 веке, и одно из изданий* толкования Корана ас-Саади в переводе, выполненном известным азербайджанским исламоведом и переводчиком Эльмиром Кулиевым.
В январе 2019 года в Красноглинском районном суде Самарской области стартовал беспрецедентный для региона процесс, точка в котором, с учетом многочисленных обжалований, не поставлена до сих пор.
В качестве заинтересованных лиц в нем участвовали издатели спорной литературы: издательства «Китаб» и «Эксмо», «Издатель Эжаев А.К.» и филиал ОАО «Татмедиа» ПИК «Идел-Пресс».
Асламбек Эжаев, который прислал в суд сразу четырех адвокатов – генеральный директор и владелец ООО «Издатель Эжаев А.К.». Ему принадлежат права на книги под торговой маркой «Умма» (UMMAH). «Умма» в свою очередь сотрудничает с одним из крупнейших в России издательством «Эксмо» по выпуску богословской литературы.
Эжаев также — совладелец компании «Издательство «Исламская книга», 24% в котором принадлежит централизованной мусульманской религиозной организации «Совет муфтиев России». Совет муфтиев России тоже прислал в Красноглинский суд своего представителя.
Что характерно – мусульманская диаспора Самарской области в знаковом споре почти никак не проявила себя. Точнее, появилась на стороне обвинения: экспертизу священных текстов делал Наиль Сулейманов, ответственный секретарь Духовного управления мусульман Самарской области, имам-хатыб Самарской соборной мечети.
Надзорное ведомство в суде представлял старший помощник прокурора Самарской области по надзору за исполнением законов по федеральной безопасности, межнациональным отношениям, противодействию экстремизму и терроризму Дмитрий Салищев.
Адвокат Кадырова и прошлые победы
Представителям прокуратуры в суде противостояла сильная команда адвокатов. Все они уже работали по аналогичным делам.
Например, Равиль Тугушев – один из авторов победы в Краснодарском краевом суде, где обсуждалась возможность наложения запрета на перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым и изданный в Саудовской Аравии в 2002 году. В том же процессе в интересах самого Кулиева участвовал московский адвокат Мурад Мусаев, последовательно защищающий интересы мусульманской части населения РФ. Тугушев нередко работает в связке с адвокатами Романом Мироновым, Маратом Ашимовым и Русланом Нагиевым.
Еще один тяжеловес команды – грозненский адвокат Саид-Магомед Чапанов. Когда в 2015 году суд на Сахалине рассматривал дело о признании экстремистскими цитат из книги «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе», г-н Чапанов выступал там в качестве представителя президента Чечни Рамзана Кадырова.
Защитники книги в итоге выиграли процесс. Более того: спустя три недели после этого судебного спора президент РФ внес поправки в федеральный закон о противодействии экстремизму. Согласно этим поправкам, тексты священных писаний – Библии, Корана, Танаха (еврейское священное писание) и Ганджура (тибетский буддийский канон) – не могут быть признаны экстремистскими.
Также Саид-Магомед Чапанов работал по делу о запрете хиджабов в мордовских школах и защищал имама Али Якупова, обвинявшегося в экстремизме и дважды оправданного судом.
Силовики перевесили
Споры в суде Красноглинского района больше напоминали богословские дискуссии. Стороны рассуждали о фикхе меньшинства (соотношение общего исламского права со специфическими условиями отдельного сообщества), сравнивали шафиитский и ханафитский мазхабы (религиозно-правовые школы в исламе), рассуждали о различных ветвях древней авраамической религии.
В итоге суд, похоже, больше вдохновился не отвлеченными спорами, а оперативными данными ФСБ. Как установили спецслужбы, более 15 лиц из числа прихожан молельного дома «Джамаат «Красный Пахарь» (организация признана в соответствии с законодательством РФ террористической, её деятельность запрещена на территории РФ)** были привлечены к ответственности за совершенные ими преступления общеуголовной и террористической направленности правоохранительными органами РФ и стран Среднеазиатского региона.
Некоторые из них переданы иностранным правоохранительным органам, другие принимали или до сих пор принимают участие в деятельности международных террористических группировок на территории Сирии, Ирака, Афганистана.
Аргументация ФСБ оказалась сильнее. После долгих споров и экспертиз, которые заняли почти полтора года, в августе 2020 года суд первой инстанции удовлетворил требования прокуратуры и признал два издания тафсиров Корана экстремистской литературой*.
Конкретно в решении суда указаны следующие издания (все они сегодня включены в федеральный реестр экстремистских материалов Минюста РФ):
- первый том книги «Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого» смысловой перевод Э.Кулиева Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана Ас-Саади. Издание «Эксмо» и «Уммы» 2014 года*.
- второй и третий тома книги «Комментарий к Великому Корану МУХТАСАР (Сокращенный) «ТАФСИР Аль-КУРʼАН Аль-АЗЫМ» Абу-ль-Фидаа Исмаила ибн Умара ибн Касира Ад-Димашки». Издание «Китаба» 2013-2014 г.г.*
В решении суда отдельно указано, что экстремистскими признаются именно комментарии в переводе, а не содержание и цитаты из Корана.
Кому выгодно
Почему запрет изданий двух тафсиров вызвал такой ажиотаж в мусульманской среде?
На сегодняшний день это наиболее известные толкования Корана, причем, тафсир ас-Саади еще и самый полный, а перевод этого тафсира Кулиева – наиболее известный и широко распространенный.
Тафсир ас-Саади Корана в переводе Эльмира Кулиева являлся в РФ лидером книжных продаж среди мусульман. Книгу одно время – еще до наложения запретов — можно было найти в самых разнообразных дизайнерских и ценовых предложениях: от бюджетных (около 1 тыс. рублей) до подарочных.
В 2015 году был издан подарочный вариант ас-Саади, снабженный сертификатом, стоимостью 63,9 тыс. рублей. В аннотации к книге говорится: «Эксклюзивный подарочный комплект в кожаном переплете, упакован в футляр. Переплет ручной работы выполнен по старинной технологии, декорирован рельефным и золотым тиснением. Обрез торшонирован, окрашен и вызолочен вручную».
Сейчас, когда запрет на продажу тафсира ас-Саади в переводе Кулиева вступил в силу, книгу найти трудно. «Товар закончился» — пишет о книге ozon.ru. Восточный маркетплейс islamicstore.ru продает двухтомник ас-Саади в переводе Кулиева, изданный «Уммой» в 2017 году, за 3600 рублей. К лоту есть примечание: «Больше не будет, распродаем остатки».
Это же издание отсутствует на сайте «Эксмо», причем во всех форматах – бумажной, электронной и аудиокниги. Книги ас-Саади 2014 и 2017 года выпуска исчезли из продажи в онлайн-магазинах «Буквоед», «Лабиринт», «Книгобокс».
Найти тафсир в переводе Кулиева можно за 1500 рублей на сайте издания «Умма» (там же есть и запрещенный ибн Касир) – жаль, только сайт уже нерабочий.
Впрочем, двухтомник ас-Саади 2017 года с пометкой «ХИТ» свободно можно приобрести на сайте «Подарки для мусульман» исламскиймагазин.рф за 3950 рублей.
Кроме того, книгу можно найти в небольших трудноотслеживаемых онлайн-магазинах в инстаграме. Так, совсем недавно двухтомник ас-Саади за 1650 рублей предлагал к продаже с доставкой «по всему миру» махачкалинский магазин «Хикма». В комментариях подписчики, в частности, интересовались, есть ли доставка в Норвегию?
Тафсир ас-Саади в переводе Кулиева издавался «Уммой» и в 2019 году, эту книгу почему-то труднее всего найти в интернете. Хотя на площадке «Ярмарка мастеров» некто Евгений Антонов продает данный тафсир за 13,3 тыс. рублей — книга в эксклюзивной рукодельной обложке из жатой кожи с литой фурнитурой.
Тем же, кто отчаялся купить бумажный вариант тафсира ас-Саади, магазин «Умма» сделал приятный сюрприз на music.apple.com: текст аудиокниги загружен туда еще в 2012 году. И с этим вариантом тафсира правоохранители РФ вряд ли смогут что-то сделать.
Маркетплейс Wildberries предлагает тафсир ас-Саади 2020 года выпуска от продавца «ЧИТАЙ-УММА» из Уфы. С приличной скидкой всего за 2578 рублей. В описании, правда, не указано — чей здесь перевод. Но, можно предположить, что, скорее всего, также Кулиева.
Вторую запрещенную книгу — комментарий к Великому Корану Мухтасар (сокращенный) «Тафсир аль Куран аль-Азым» Абу-ль-Фидаа Исмаила ибн Умара ибн Касира ад-Димашки» издательства «Китаб» — найти еще сложнее.
Почти во всех магазинах мусульманской книги это издание изъято из продажи. Один из немногих онлайн-магазин, где нашлась спорная книга – это shopihlas.ru, здесь запрещенный второй том книги ибн Касира стоит 633 рубля.
Тафсир Ибн Касира есть все на том же Wildberries – причем в нескольких вариантах издания и от разных продавцов. Но переводчики у книг разные и среди них нет имени Кулиева.
В России запрет на продажу книги ибн Касира, в основном, соблюдают.
В интернет-магазине мусульманских товаров «Ихсан» книга выложена с пометкой «Нет в наличии». Онлайн-магазин muslimmarket при поиске книги выдает код ошибки. В магазине «Ак Мечеть» товара нет в наличии, как и в магазине «Баракат» и на tiu.ru.
Даже в приложениях к сотовому телефону комментарии к Корану ибн Касира не приобрести: у книги стоит пометка «Уважаемые мусульмане! По техническим причинам поддержка приложения прекращена на неопределенное время!».
Чем чреват запрет на два популярных толкования?
Суд в Самарской области создал прецедент и судебную практику, основываясь на которой тот же популярный перевод Кулиева можно запретить во всех его переизданиях. Тут достаточно инициативы силовиков и прокуратуры.
Решение о запрете может принять любой районный суд в любом регионе РФ, и, как ранее говорили адвокаты книгоиздателей, «уследить за этими точечными процессами совершенно невозможно».
Порой силовики бегут впереди паровоза, как это случилось в Саратовской области: здесь пытаются привлечь книгопродавца за распространение тафсира ас-Саади другого года издания, то есть пока формально не запрещенного и не попавшего в федеральный список экстремистской литературы.
Адвокат Рамиль Тугушев подтвердил oboz.info, что под запрет попали лишь книги конкретного года издания, но ничто не мешает распространить санкции на довольно обширный пласт мусульманской литературы. «Читать эти книги, держать в своей домашней библиотеке – закон не запрещает, а вот продавать нельзя, это административная, а в перспективе и уголовная ответственность», — говорит Тугушев.
Одна из негласных версий защитников Корана касательно судов об экстремизме – «кто-то хочет продвинуть свой вариант перевода». В этой связи адвокатами упоминались известный богослов Фарид Салман, автор смыслового перевода Корана на татарский язык, и религиовед Раис Сулейманов.
«Кафиры», «многобожники», «люди Писания»
В основу решения Красноглинского суда легло заключение эксперта УФСБ РФ по Самарской области.
Психологическая экспертиза установила, что в спорных текстах «содержатся признаки оказания психологического воздействия на читателя с целью установления враждебного отношения к группе лиц по признаку отношения к религии, с целью формирования у него негативных враждебных социальных установок относительно людей немусульманской веры».
Не остались без внимания суда и призывы к ведению военного джихада, то есть так называемого джихада меча (вооруженная борьба с врагами ислама и мусульманской уммы).
Вторая комплексная судебная психолого-лингво-религиоведческая экспертиза также оказалась не в пользу книгоиздателей: согласно ее выводам, спорные тексты «содержат трактовку аятов Корана без учета их исторического контекста, представлены как обобщенные предписания Аллаха, в том числе, с указанием на их актуальность для современности».
Таким образом, первая схватка защитниками Корана была проиграна.
«Очень нехорошая тенденция»
Ситуация выглядела достаточно серьезной, так как обладание запретной литературой было чревато не только изъятием книг.
Один из адвокатов книгоиздателей, Роман Миронов, рассказал, как работает алгоритм в случае обнаружения книг из федерального списка экстремистских материалов. По его словам, в Пензенской области полицейские обошли сельские мечети, нашли там запрещенную литературу и выписали всем административные штрафы по 2-3 тыс. рублей.
«Это административные материалы, с виду безобидные, имамов уговорили не жаловаться, так как штрафы небольшие и проще их уплатить, чем нанимать адвокатов. А спустя какое-то время прокуратура Пензенской области собрала информацию о этих штрафах воедино и вынесла предупреждение в адрес Духовного управления мусульман Пензенской области, то есть головной организации сельских религиозных организаций, с требованием прекратить распространение экстремистской литературы, принять меры по устранению нарушений, в противном случае будет ставиться вопрос о ликвидации этой головной организации. А правовые последствия там очень жесткие», — рассказал Миронов.
Пензенские события он назвал «очень нехорошей тенденцией, которая может распространиться на всю Россию».
Адвокаты книгоиздателей попытались обжаловать решение суда Красноглинского района в апелляционной инстанции областного суда, но безуспешно. В январе 2021 года областной суд им тоже отказал. И тогда защита начала готовиться к кассационному обжалованию.
Сыграли на опережение
Пока готовилось кассационное обжалование решения по делу о Коране, случились два важных события.
Весной 2021 года был задержан, а затем арестован один из самых активных участников громкого процесса – глава издательства «Умма» Асламбек Эжаев. Его обвинили в финансировании терроризма и отправили в следственный изолятор.
По данным следствия, не позднее 2012 года Асламбек Эжаев, являющийся приверженцем идеи радикального ислама, организовал финансирование террористической деятельности международной террористической организации «Исламское государство» (признана в соответствии с законодательством РФ террористической, её деятельность запрещена на территории РФ)**.
В период с 2012 года и до настоящего времени Эжаев неоднократно проводил конспиративные встречи с контрагентами, от которых получал денежные средства, предназначавшиеся для финансирования «Исламского государства» (организация признана в соответствии с законодательством РФ террористической, её деятельность запрещена на территории РФ**). В дальнейшем он перевел свыше 34 млн рублей лицам, находящимся в розыске на территории России за совершение преступлений террористической направленности.
Эжаев до сих пор содержится под стражей, и, по данным СМИ, даже успел перенести там COVID-19 в довольно тяжелой форме: мусульманские паблики призывали молиться за здоровье книгоиздателя.
И второе важное событие произошло в июле 2021 год: суд признал «Джамаат «Красный Пахарь» террористической организацией (её деятельность запрещена на территории РФ**). Таким образом, сторона обвинения получила конкретные подтверждения того, что в спорных книгах экстремизм все-таки есть.
Варфоломеевская ночь
В итоге после всех этих происшествий на кассационный пересмотр по громкому делу, который состоялся в последних числах сентября 2021 года, адвокаты книгоиздателей выходили не в лучшей форме: все события последнего времени, казалось, были против них. Тем не менее, дискуссия в 6-м кассационном суде все-таки состоялась.
Команду защитников Корана составляли адвокаты Мансур Усманов (издательство «Китаб»), Марат Ашимов (издатель Эжаев), Роман Миронов и Равиль Тугушев (Совет муфтиев России). Им, по-прежнему, оппонировал старший помощник прокурора Самарской области Дмитрий Салищев.
«Одна из задач административного судопроизводства – предупреждение в будущем аналогичных административных правонарушений. И эта задача оспариваемыми судебными актами не разрешена», — заявил в суде адвокат Мансур Усманов, вспомнивший в своей речи даже Варфоломеевскую ночь, переломный момент христианских религиозных войн средневековья.
«Если полностью признать текст экстремистским, то будет непонятно, где там конкретно признаки экстремизма»
Про мнению Усманова, в судебном решении «представлено очень расширенное и абстрактное толкование экстремистских материалов, и впоследствии это будет создавать сложности для будущих публикаций других переводов».
Адвокат считает, что необходимо было указать в судебном решении «конкретные фразы и словосочетания в тексте, которые носят экстремистский характер».
«Если полностью признать текст экстремистским, то будет непонятно, где там конкретно признаки экстремизма, — заявил Усманов. — В случае исключения конкретных слов и фраз будет решена задача предупреждения в будущем аналогичных правонарушений. А пока это решение носит чересчур абстрактный характер. Кроме того, экспертное заключение делал эксперт, не владеющий арабским языком, по русскоязычному переводу. При этом общеязыковая, сакральная и религиозная фабула не учитывалась».
Где исторический контекст?
Адвокат Марат Ашимов заявил, что «книги, признанные экстремистскими материалами, — это не простые брошюры, это тафсиры Корана, великой священной книги мусульман. Эти книги – основа религии. Без тафсиров верующим трудно изучать Коран. Любой человек без специального образования, если просто будет читать Коран очень многое не поймет. Необходимо толкование смысла, и с этой задачей справляются тафсиры».
Кроме того, считает Ашимов, необходимо учитывать влияние исторической эпохи.
«Например, ибн Касир жил в 14 веке, когда было нашествие монголов и войны с крестоносцами, мусульмане жили в состоянии войны, — напоминает Ашимов. — Соответственно, и толкование было в духе времени. Ас-Саади работал в начале 20 века, когда на Аравийском полуострове шли колониальные войны и одновременно борьба за независимость. И толкование Корана тоже идет в духе того времени».
Как считает юрист, исторический момент всегда отражается в любой исторической и военной литературе.
«Исходя из этого, надо многих классиков запретить, — недоумевает Ашимов. — Мы, юристы, представляем здесь большую часть мусульманского сообщества Российской Федерации и мира. Вынесенное здесь решение может быть знаковым, и оно покажет отношение к религиозным первоисточникам».
Его коллега Роман Миронов сделал акцент на том, что судом, в том числе, апелляционной инстанции, проигнорировано то обстоятельство, что перед экспертами было поставлено 12 вопросов, а они ответили лишь на пять или шесть.
«Решение суда не может опираться только на это заключение. Авторы оспариваемых тафсиров – исторические личности, нет каких-либо экстремистских или террористических учений, основанных на их трудах, — напомнил Миронов. — Любая авраамическая религия – будь то христианство, ислам или иудаизм – говорит о превосходстве своей религии над другими. Это обычный элемент любой религии, любой идеологии, и Пленум Верховного суда РФ тоже об этом говорит: критику политической или религиозной организации нельзя расценивать как разжигание вражды».
«Любая авраамическая религия – будь то христианство, ислам или иудаизм – говорит о превосходстве своей религии над другими»
По мнению адвоката, отрицательным следствием вынесенного судебного решения является то, что уже начали привлекать предпринимателей за продажу книг.
«Например, в Саратовской области привлекли бизнесмена, изъяли тафсир ас-Саади вообще другого года издания, то есть этой книги в списке экстремистской литературы нет. В итоге человек привлечен к административной ответственности, предупрежден, что в следующий раз будет уже уголовная ответственность. Печально это наблюдать», — заявил Миронов.
По его словам, аналогичные процессы идут и в других регионах РФ.
Шах и мат? Или…
Адвокат Равиль Тугушев изложил в суде свою точку зрения, основанную на том, что в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закреплен запрет на признание экстремистскими материалами Библии, Корана, Танаха и Ганджура, их содержания и цитат из них.
«Тафсир – это расширенное толкование текста на арабском языке, священную книгу запрещать целиком нельзя, так как под запрет попадают аяты (стихи) Корана», — сообщил суду Тугушев.
После выступлений всех сторон судьи 6-го кассационного суда оставили решения Красноглинского райсуда и апелляционной инстанции Самарского областного суда без изменения. Адвокаты книгоиздателей и Совета муфтиев уже заявили о готовности бороться и отстаивать свою точку зрения.
Что дальше? По всей видимости, споры о Коране переместятся в Верховный суд РФ.
— Наталия Эльдарова
*Федеральный список экстремистских материалов Минюста РФ:
- *Информационный материал – книга: Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого» смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана Ас-Саади, перевод с арабского Э. Кулиев, — Москва,: Эксмо: Умма, 2014 — том 1 на 784 страницах, за исключением содержащихся в ней содержания и цитат из Корана (решение Красноглинского районного суда г. Самары от 18.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 26.01.2021)
- *Информационный материал – книга: Комментарий к Великому Корану МУХТАСАР (Сокращенный) «ТАФСИР Аль-КУРʼАН Аль-АЗЫМ» Абу-ль-Фидаа Исмаила ибн Умара ибн Касира Ад-Димашки, Махачкала: Издательство «Китаб», 2013-2014, том 2 на 608 страницах, за исключением содержащихся в ней содержания и цитат из Корана (решение Красноглинского районного суда г. Самары от 18.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 26.01.2021);
- *Информационный материал – книга: Комментарий к Великому Корану МУХТАСАР (Сокращенный) «ТАФСИР Аль-КУРʼАН Аль-АЗЫМ» Абу-ль-Фидаа Исмаила ибн Умара ибн Касира Ад-Димашки, Махачкала: Издательство «Китаб», 2013-2014, том 3 на 625 страницах, за исключением содержащихся в ней содержания и цитат из Корана (решение Красноглинского районного суда г. Самары от 18.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 26.01.2021)
**Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, их деятельность запрещена на территории РФ:
- **«Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»)
- **Религиозная группа “Джамаат “Красный пахарь”