В муфтияте заявили, что отдел фетв не нашел достаточных оснований для всеобщего запрета никаба. Затем, заммуфтия республики Абдулла Салимов выпустил видеокомментарий, в котором пояснил, что муфтият «не совсем верно» поняли и запрет ношения никаба будет, но временный «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения».
«Сегодня наши работники работают над этим. Мы будем выносить фетву о запрете никаба», — сказал религиозный лидер дагестанских мусульман 1 июля. Во вторник, 2 июля, в отделе фетв муфтията от слов Абдулаева практически отказались.
В муфтияте подчеркнули, что запрет ношения никаба будет временным. Отметим, в России уже давно идет дискуссия о запрете ношения религиозной одежды, закрывающей лицо. Черный никаб вызывает устойчивые ассоциации с террористическими атаками, а люди, скрывающие лица под черными головными уборами — с террористами.
Призывы запретить никаб в России звучат с новой силой после серии террористических атак. Нередки и конфликты на этой почве. В июне 2024 года женщина в никабе напугала детей в московском аквапарке. Сторонники никаба настаивают на том, что его ношение — проявление свободы вероисповедания.
Однако в традиционном исламе нет требования носить никаб. Напротив, в многих странах, где ислам является доминирующей религией, никабы запрещены как проявления отступления от традиционных религиозных норм.
Отступление дагестанского муфтията от своего обещания запретить ношение никаба в России встретили по-разному. Известный российский политолог Сергей Марков назвал временный запрет никаба «грамотным ходом». «Да, многие салафиты не будут выполнять эту фетву. Но тем самым салафиты ещё больше себя противопоставят всем мусульманам», — написал он в своем Телеграм-канале.
Журналист Александр Коц счел временный запрет «полумерами». «После антисемитского погрома в махачкалинском аэропорту тоже были полумеры. Понять и простить, дать административный арест, оштрафовать — вместо того, чтобы закатать по полной по уголовной статье. На выходе — один из участников погрома 23 июня стрелял в людей, вместо того, чтобы сидеть в тюрьме», — написал в своем Телеграм-канале Коц.
В качестве примера действенной меры он привел заявление муфтия Чечни, который запретил ношение никаба в республике «не временно, без всякой казуистики»: «Во-первых, если ты так не хочешь показываться, сиди у себя дома. Во-вторых, когда они так закрываются от остальных, они начинают считать неверным тех, кто так не закрыт. За этим следует то, что они надевают на себя один пояс и идут убивать невинных людей. Харам – это надевать не ту одежду, которую надевает твой народ, и выделяться».
— Марина Ярцева