В самарском филиале Третьяковской галереи можно попасть на экскурсии кураторов проекта «Музей Фабрики-кухни» и выставки «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве», где представлены шедевры из собрания галереи.
Авторы проекта «Музей Фабрики-кухни» Николай Кислухин, Елена Вяльцева, Мария Армен проведут экскурсию и расскажут, как рождалась и развивалась концепция «Музея», предоставят возможность посмотреть на проект глазами его авторов. За 45 минут кураторы музея расскажут об истории строительства здания, о первой российской женщине-архитекторе и о том, как из комбината по созданию питания здание превратилось в комбинат по производству искусства.
Автор выставки «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» Константин Зацепин во время экскурсии расскажет о своей концепции и принципах выбора произведений для экспозиции: «Еда — первооснова существования. Жизнеутверждающая константа, вокруг которой выстроено множество сюжетов и культурных символов. За основу экспозиции мы взяли образ трапезы как цикла из «первого», «второго» и «третьего». Эта цепочка повторяет ритм человеческих состояний, от предвкушения до пресыщения», — рассказали организаторы.
Выставка охватывает период с 20-х годов XIX века до наших дней. В ней представлены хрестоматийные шедевры из экспозиции Третьяковской галереи, в числе которых «Завтрак Аристократа» Павла Федотова, «Охотники на привале» и «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, «Земство обедает» Григория Мясоедова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Утро» Татьяны Яблонской. Большое место уделено русскому искусству начала ХХ века — работам Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Давида Штеренберга, Владимира Татлина. Обширно представлен и «второй русский авангард» — послевоенное неофициальное искусство (Михаил Рогинский, Илья Кабаков, Виталий Комар и Александр Меламид, Оскар Рабин, Виктор Пивоваров), а также творчество художников последних 25 лет.
По замыслу авторов, на экскурсии становится понятен нетипичный для Самары принцип развести экспозиции, когда произведения разных эпох выстроены не хронологически, а как своего рода ассоциативные ансамбли.
-Елена Шишкина