Новокуйбышевский театр-студия «Грань», широко известный не только своими концептуальными спектаклями, но и тем, что на них очень сложно попасть, оказался в центре дискуссии, запущенной его собственными зрителями.
Они публично восстали против устоявшейся практики продажи билетов и потребовали изменить ее, чтобы билеты стали более доступными. Но последуют ли перемены — большой вопрос. Пока руководство театра реагирует на выпады в свой адрес довольно жестко и даже нервно.
Новокуйбышевский театр-студия «Грань» славится как один из сильнейших драматических театров России. Его известность давно вышла за пределы Самарской области, а театральные критики в один голос отвешивают комплименты, отмечая в своих рецензиях, что авторские спектакли провинциального театра достойны федерального зрителя. Представления «Грани» действительно пользуются бешеной популярностью — билеты на них почти не достать, а при наличии таковых в Новокуйбышевск устремляются театралы со всего региона. Зал в ДК, где пока вынужден ютиться коллектив театра, рассчитан менее чем на 100 посадочных мест, поэтому билеты разлетаются уже в первый день продажи. А на премьеры публика занимает очередь на месяцы вперед.
Спрос на билеты в «Грань», безнадежно превышающий предложение, стал уже притчей во языцех. «Я поклонник «Грани» со стажем. Но попасть на спектакль — большая удача. На все спектакли, которые я видел, билеты доставались «по случаю»; «Люди годами не могут попасть в театр. Интрига, ажиотаж театрального бомонда, борьба за билеты! Искусство как бы не для народа»; «Это театр для избранных. Не всем дано попасть»; «Жаль, что на премьеры попадают только избранные…»; «Не только избранные, конечно. Но порой избранных с доступом к закрытым продажам так много, что для официальных продаж уже практически не остается билетов» — вот лишь некоторые из комментариев зрителей в официальной группе театра «Грань» во «ВКонтакте».
В самом театре не отрицают, что зрителям «непросто добывать билеты на спектакли», и призывают относиться к ситуации с пониманием и даже юмором. «Билеты в театр «Грань» не могут достать даже его актеры», — отшучиваются там. «Ситуация такова, что чем больше мы играем, тем больше желающих попасть на спектакли и тем больше спрос. А мест по-прежнему столько же», — признает и художественный руководитель «Грани» Денис Бокурадзе.
Между тем дефицит билетов вынуждает ценителей театрального искусства искать любые лазейки, чтобы попасть в «Грань». «Люди делятся в комментариях, что у них есть свои секреты, как купить билеты. В этом есть свое очарование, но когда люди годами не могут приобрести билеты, это не есть хорошо», — говорит самарский предприниматель Станислав Версилов. Сам он тоже придумал лайфхак — создал бота в «Телеграме», который автоматически резервирует небольшое количество билетов, а затем присылает ссылку для их оплаты. По его словам, проект некоммерческий, бот бесплатный и доступный каждому. Ни о какой массовой скупке билетов речи не идет, заверяет предприниматель: «Это просто инструмент для ускорения продаж. Хотите — пользуйтесь, хотите — нет. Лично я покупал билеты только себе и некоторым знакомым. Я там кое-что переделал, и сейчас там больше трех билетов даже нельзя заявить. Ничего незаконного тут нет, равно как и нет перепродажи билетов».
Своей программой Станислав Версилов поделился в соцсетях с другими зрителями, которые до этого годами не могли купить заветные билеты в «Грань». С помощью бота они их наконец-то приобрели. По оценкам предпринимателя, это несколько десятков человек. «Политика продажи билетов театром, на мой взгляд, далека от оптимальной. Она заставляет людей унижаться и страдать. Это неправильно. Выигрывает сейчас в гонке за билетами сильнейший, как в джунглях. Люди с медленным интернетом или недостаточно быстрыми пальцами остаются за бортом. Я создал бота, чтобы уравнять их шансы», — поясняет Версилов.
Между тем на происходящее обратили внимание в самом театре-студии «Грань» и незамедлительно расценили это именно как скупку билетов спекулянтами. «После последних продаж мы провели собственное расследование и выяснили, что на спектакль «Мария Стюарт» 35% билетов выкуплено ботами, которые в свою очередь препятствовали стандартной покупке», — заявили там. Более того, сотрудники театра разыскали электронные адреса, а точнее никнеймы в «Телеграме» тех, кто приобрел билеты таким способом. С некоторыми из них даже связались — кто-то признался, что воспользовался ботом, кто-то нет, а кто-то, судя по сообщению театра, оказался не готов разговаривать. Тем не менее всех, кто купил билеты через бота, призвали связаться с главным администратором театра «для прояснения ситуации». В противном случае «Грань» пригрозила аннулировать эти билеты и отдать их в свободную продажу. «Но с какой стати?» — возмущается Станислав Версилов.
С ним «Грань» тоже связалась, а худрук театра Денис Бокурадзе даже якобы пообещал привлечь правоохранительные органы. «Я признался, что создал бота, и предложил не аннулировать билеты, а попросить зрителей в следующий раз вводить реальную электронную почту, — рассказывает Версилов. — В личном разговоре мне сказали, что, мол, звонила женщина, которая купила аж целых пять билетов, и она очень грубо с нами разговаривала. Но ее тоже, наверное, можно понять: она два года не могла купить билеты, а когда все-таки купила, их у нее пытаются отнять — немудрено, что она возмутилась». По поводу претензий худ-рука «Грани» предприниматель говорит, что если силовики к нему действительно обратятся, он будет вынужден представить им все известные ему факты. «Нужно ли это? Нужно ли лечить головную боль гильотиной?» — недоумевает он.
Денис Бокурадзе настаивает на том, что прибегать к разно-образным уловкам и хитростям при покупке билетов недопустимо. «Мы стали разбираться, что за беспредел, почему так происходит, что в секунду билеты исчезают. Благодаря билетной системе «Афиша» мы это выяснили. И выяснили про ботов. Не все билеты покупаются ботами, а только часть, но наш театр это не устраивает. Это неправильно! И мы сейчас принимаем меры, чтобы все зрители могли в открытом доступе купить билеты», — говорит худрук «Грани».
Действительно, недавно театр объявил, что отныне при покупке билетов необходимо будет авторизоваться на официальном сайте, а также опубликовал правила покупки и возврата билетов и призвал зрителей сверяться с ними каждый раз во время старта продаж. Там надеются, что эти меры помогут в будущем избежать «такой неприятной ситуации».
Этими заявлениями, а также выбранным ими довольно резким тоном представители «Грани» открыли своего рода ящик Пандоры. Зрительское сообщество раскололось и запустило дискуссию, которая не утихает весь последний месяц. Часть зрителей встала на сторону театра, согласившись с тем, что билеты, купленные с помощью бота, следует аннулировать, «иначе выходит не только несправедливо, но и как-то подло». Другие заметили, что «мода» на театр начала перевешивать элементарную порядочность и здравый смысл». А третьи и вовсе заявили, что им уже не хочется «ни комментировать, ни задавать вопросы о билетах, ни даже следить за творческими достижениями театра», поскольку с ним «что-то не так». Станислав Версилов в свою очередь считает неправильным, когда некоторые фанаты ходят по три-четыре раза на один и тот же спектакль, а другие не могут купить билет годами. И указывает: тот же бот не от хорошей жизни был сделан.
Запущенная «билетная» полемика высветила также ряд других странностей, которыми зрители начали охотно делиться в комментариях. Например, можно встретить рассуждения о том, сколько на самом деле билетов уходит в свободную продажу. «В 12:00 — открытие продаж, в 12:10 — билетов нет на все даты», — поделилась Валерия Аббакумова. «Билетов уже не было в 12:02», — уточнила в ответ Анна Розуменко. «И в 12:00 тоже не было. Я начала скринить — уже время на 12:01 перешло», — поддержала их Ольга Проданова и в подтверждение своих слов приложила скриншот, на котором действительно видно, что уже в 12:01 на спектакли «Театр теней Офелии» и «Мария Стюарт» билетов не было на все даты до конца апреля.
«Ощущение, что билеты раздаются по родственникам и друзьям родственников и просто ставится сразу табличка «Билетов нет», — поспешили с выводами некоторые зрители. На эти выпады Денис Бокурадзе отреагировал довольно нервно: «Поверьте, если бы билеты раздавались по родственникам и друзьям, то зачем нам вообще выкладывать афишу и говорить про продажи. Продали бы своим и все! Зачем нам нагнетать негатив против себя? Какой смысл? Но именно потому, что мы отдаем билеты в открытую продажу, мы и пишем, что билеты можно приобрести такого-то числа и в такое-то время».
Как бы то ни было, ставить точку в этой дискуссии пока рано. Как стало известно «СО», в курсе разногласий, возникших у театра-студии «Грань» со зрителями, министерство культуры Самарской области, и там считают, что угрожать зрителям и вообще выносить конфликт на публику «не очень хорошо».
Подлили масла в огонь
Денис Бокурадзе надеется, что ситуация с билетами поменяется, когда театр «Грань» переедет в новое пятиэтажное здание с тремя залами, которое сейчас строится и должно быть сдано в эксплуатацию в конце 2024 года. По словам представителей театра, новая просторная площадка позволит труппе не только показывать одновременно три постановки, но и ставить в течение недели разные спектакли. «Сейчас в театре играют один-два спектакля в месяц в одном и том же зале, где максимальная посадка 80 мест. В будущем театре будет возможность играть спектакли намного чаще и не на одной сцене. Следовательно, и билетов будет в разы больше», — поясняют там.
Вот только в основном зале у «Грани» теперь будет всего 200 мест, а в двух других залах — по 80, как и сейчас, о чем Денис Бокурадзе сообщил в недавнем интервью журналисту и театральному критику Ксении Аитовой. Это известие породило волну зрительского возмущения и споры о том, что конкуренция за билеты даже в новом здании театра, скорее всего, сохранится. «В новом театре будет всего 200 мест? Это шутка такая? То есть ничего особо не изменится!»; «Многие думали, что ситуация изменится, когда построят новое здание для премьер. Но! Количество посадочных мест увеличилось ненамного»; «Интересно посмотреть на тех 200 человек, спокойно купивших заветный билетик!»; «Я ошарашен. 200 мест. То есть по-прежнему попасть на спектакль будет большой удачей», — возмутились зрители.
СТАНИСЛАВ ВЕРСИЛОВ, предприниматель
Очередь за билетами в театр «Грань» начинает напоминать советскую очередь за колбасой.
Зачем вообще понадобилось идти на уловки для покупки билетов в театр «Грань»? Какие еще «билетные» аномалии вызывают вопросы у публики? И какое решение можно предложить в сложившейся ситуации? На эти и другие вопросы «СО» ответил предприниматель Станислав Версилов.
— Как у вас появился интерес к теме продажи билетов на спектакли театра-студии «Грань»?
— Как и многие, я был наслышан о театре «Грань», в который невозможно попасть. Однажды в одном из чатов я спросил, есть ли у кого-то лишние билеты. Нашлись добрые люди, которые не смогли пойти и продали мне билеты по номинальной стоимости. Мы с женой сходили, нам понравилось. Я не то что бы прям театрал, не особо люблю театр, но мне действительно понравилось — все было сделано очень классно: костюмы, маски.
После этого мы сами стали пытаться купить билеты, и в принципе с двух компьютеров кому-то из нас это удавалось. Там есть такая особенность: продажи билетов назначаются на 12 часов, как правило, рабочего дня, что тоже не очень удобно, но могут начинать продаваться и на 10-15 минут раньше. Заходишь на «Афишу» — а билеты уже все скупили. Там написано: «Идут закрытые продажи», нажимаешь на кнопку и там указано: «Введите код к закрытым продажам», чтобы купить билет до 12 часов. Театру «Грань» задавали вопросы на этот счет, но там все время говорят, что это просто техническая неисправность — на самом деле ни у кого этого кода нет. В любом случае ровно в 12 тебе нужно сидеть и постоянно обновлять страницу, и в определенное время надпись «Введите код» сменяется кнопкой «плюс», и надо накликать билеты. Причем сайт довольно небыстрый — максимум можно накликать два-три билета.
В связи с этим я и написал собственную программу, чтобы не сидеть в рабочее время и не караулить старт продаж. Это не очень сложный скрипт, который вместо меня обновляет страницу и, когда появляется кнопка «плюс», нажимает на нее, заполняет мои данные и потом присылает ссылку на оплату.
— Вы с кем-то еще поделились своей программой?
— В комментариях под анонсами спектаклей театра «Грань» было много людей, которым никак не удавалось купить билеты. И с каждым разом их становилось все больше. Даже стали звучать совсем уж дикие предположения о том, что билетов в принципе нет в продаже и что все это какой-то розыгрыш. Поэтому я дал этим людям свою программу, сделал интерфейс в «Телеграме», чтобы можно было зайти и зарезервировать какое-то небольшое количество билетов. Ни о какой массовой скупке речи не шло. Я скидывал ссылку людям, которые в отчаянии жаловались, что не могут купить билеты: мол, вот я сам с помощью бота покупаю — попробуйте, может, у вас тоже получится.
— Что было потом?
— В апреле, по оценкам театра «Грань», бот выкупил 35% билетов, а по моим данным — 10%, но, возможно, я плохо посчитал. Это некоммерческий проект, бот абсолютно бесплатный и доступный каждому. Там автоматически сгенерирована электронная почта — просто потому что это поле надо заполнить, но требования, чтобы это была реальная почта, нет. Поэтому брались данные из «Телеграма» и из них конструировались имейлы. «Афиша» не против, билеты не именные, законом не запрещено. И вот по этим сгенерированным почтам театр «Грань» решил, что это якобы неофициальная покупка. На самом деле официальная — бот просто резервирует билеты и присылает ссылку на оплату, а человек напрямую оплачивает.
— Как отреагировали на это в театре?
— Это все перешло в публичную плоскость — театр написал, что, мол, орудуют боты. Они сделали этот вывод на основании множества похожих адресов электронной почты. Но мой бот — это просто инструмент для ускорения продаж. Хотите — пользуйтесь, хотите — нет. Лично я покупал билеты только себе и некоторым знакомым. Я там кое-что переделал, и сейчас там больше трех билетов даже нельзя заявить.
Ничего незаконного тут нет, нет и перепродажи билетов. Но театр «Грань» счел, что идет скупка спекулянтами. Они поняли, что в большинстве случаев там телеграмные ники у пользователей, и через них нашли этих людей в «Телеграме» и связались с ними. Кто-то признался, что воспользовался ботом, кто-то нет, но театр понял, что это все реальные люди, а не какие-то сквоттеры, и что это разные люди, а не кто-то один пытается забрать себе все билеты и потом перепродать их дороже. Несмотря на это, они написали пост, в котором выбрали, как мне кажется, не совсем корректный тон общения со своими зрителями: они начали угрожать им — мол, вы позвоните, повинитесь, иначе мы аннулируем билеты. Но с какой стати? Нет такого правила, что при покупке билетов обязательно надо указывать электронную почту. Связался театр и со мной. Я им признался, что создал бота, и предложил не аннулировать билеты, а попросить зрителей в следующий раз вводить реальную электронную почту. В личном разговоре мне сказали, что, мол, звонила женщина, которая купила аж целых пять билетов, и она очень грубо с нами разговаривала. Но ее тоже, наверное, можно понять: она два года не могла купить билеты, а когда все-таки купила, их у нее пытаются отнять — немудрено, что она возмутилась.
— Какие еще странности вы заметили?
— Сотрудники театра сначала уверяли, что у них 100% билетов уходит в продажу. На стандартном спектакле там 80 мест, спектакль идет четыре дня, то есть 320 билетов в продаже. А если, например, губернатор приедет? Ему тоже скажут: сиди, обновляй страницу — или как? Наверное, все равно какие-то контрамарки есть. Ну ладно, признали в театре, в продажу уходит 98% билетов. На «Афише» есть исходный код страницы. Можно взять любое другое учреждение культуры, которое продает билеты без мест, например, концертный зал «Зарядье» в Москве, и посмотреть, сколько осталось свободных мест. «Грань» же эту опцию отключила. Но эти данные все равно есть внутри страницы.
Самый интересный случай — это, например, спектакль «В сапоге у бабки играл фокстрот». Там тоже стандартная посадка — 80 мест. И на один из дней, это была суббота, из 80 мест к моменту начала свободной продажи осталось 12. У меня даже сохранился скриншот. Получается, в продажу поступило 12 билетов из 80, а 68 куда-то делись и почему-то не дожили до продажи. В будние дни похожая картина, но доступных билетов побольше — где-то 40-50.
Я был немного удивлен и подумал, что, может быть, это был благотворительный показ — я знаю, что «Грань» занимается благотворительностью, но обычно под эти цели делается отдельный закрытый показ. Или кому-то дали промокоды от закрытых продаж, или что-то пошло не так и вместо 10 билетов купили 110. Можно также осторожно предположить, что есть некие люди, которые могут покупать билеты до начала продаж и выбирать самый удобный день — субботу. А может быть, в театре просто решили не продавать столько билетов. В любом случае в тот день зал был полон — у меня ходили друзья, самые обычные люди. Но раз в театре так отреагировали на бота, значит, они следят за ситуацией. Дальше мы уже уходим в домыслы, но факт остается фактом. Согласно данным «Афиши», на популярные спектакли в свободную продажу может поступать до 15% билетов.
Потом мне стали писать пользователи и рассказывать различные веселые истории. Например, про то, что на купленных с рук билетах стояли дата и время за две недели до официальных продаж. Это прямо на билете указано! У меня есть билеты, где время продажи — за несколько часов до ее старта. То есть каким-то образом люди покупают билеты задолго до начала продаж. Может быть, это один-два человека, а может быть, их много. Может быть, им подарили билеты или еще что-то. Официально театр утверждает, что 98% билетов уходит в продажу, и еще сетует, что сами актеры не могут их купить. Плюс ходит много слухов о том, что можно зайти в некую особую дверь и выйти оттуда с билетами. Или, мол, договориться с билетершей театра…
Выводы здесь могут быть самые разные. Я не думаю, что происходит что-то нехорошее, но ситуация не совсем правильная, с моей точки зрения. Театр стал государственным, в строительство нового здания вложили несколько миллиардов рублей — соответственно, билеты должны быть более-менее доступны всем. И если у каких-то людей есть особый канал покупки билетов, то их необходимо ограничить при таком маленьком зале.
— Какой выход из ситуации вы видите?
— Самый простой способ отрегулировать бешеный спрос — это повысить цены на билеты. Регулировка ценой — замечательный рыночный метод. Какой бы доступ у тебя ни был до официальных продаж, если цена высокая, ты не купишь сразу 20 билетов. Театр «Грань» неоднократно заявлял, что на них давит министерство культуры и не дает поднимать цены. Но статья 52 Закона о культуре гласит, что культурные учреждения самостоятельно определяют цены на свои услуги.
У театра сейчас такая риторика: мы построим новое здание, будет три зала — это решит проблему. Сейчас они открыли кассу и на каждый спектакль выдают в нее по 10 билетов. Но там тоже такая история, что люди приезжают к 8 утра за билетами, билеты начинают продавать в 11, они три часа ждут, но поскольку в 7:30 приехала семья из Кинеля в составе пяти человек, то они все скупили — по два билета в одни руки.
Получается, люди просто так простояли три часа и ушли ни с чем. Как описывает театр «Грань» — чуть не случилась кровь, как описывают участники событий — все не так плохо. Но тем не менее очередь за билетами в театр «Грань» начинает напоминать советскую очередь за колбасой — с продажей «своим» людям из-под полы, с драками и расталкиванием локтями. Тот же бот — это костыль, который не от хорошей жизни был сделан.
Для начала можно добавить прозрачности и включить ту настройку на «Афише», чтобы люди видели, что в продажу идет 70 билетов, а 10 билетов — в кассу или на контрамарки. Но самый оптимальный вариант — поднять цены на билеты. Сейчас в театр «Грань» ходят, условно говоря, три группы людей. Первая — те, кто купил билеты до начала продаж. Условно их 30%. Еще 30%, по оценкам самого театра, покупают билеты через моего бота. И еще треть — это те, у кого быстрый интернет, быстрые пальцы и хороший, новый компьютер. Остальным билеты недоступны. Получается имущественный ценз. Если ты театрал со стажем, то, согласитесь, это странные условия — купить компьютер за 200 тысяч рублей, протянуть к нему оптоволокно и в рабочий день сидеть выбирать билеты со словами: «Сейчас я буду покупать билеты в театр «Грань», не беспокойте меня, пожалуйста».
Мы с женой, еще до того как я написал программу, чисто руками купили билеты аж на первый день премьеры спектакля «Ученые женщины». Но у нас и не самый старый компьютер, и не самый плохой интернет. Люди же делятся в комментариях, что у них есть свои секреты, как купить билеты в «Грань». В этом есть свое очарование, но, когда люди годами не могут приобрести билеты, это не есть хорошо. Условно говоря, хотят попасть 10 тысяч, а постоянно ходит только 2 тысячи. Наверное, это не самая оптимальная ситуация.
Денис Бокурадзе говорит, что театральное сообщество впервые столкнулось с программами по покупке билетов и взбудоражено такой практикой. А театральное сообщество, с его точки зрения, включает в себя режиссеров и актеров или все-таки зрители тоже в него входят? И, может быть, к ним стоит прислушаться, а не угрожать? Также Денис Сергеевич упоминал правоохранительные органы… Может быть, он погорячился, но, если они ко мне обратятся, я буду вынужден выложить все известные мне факты. Нужно ли это? Нужно ли лечить головную боль гильотиной? Я надеюсь, что в ходе этой дискуссии мы придем к чему-то конструктивному.
— Кирилл Биджанов