Мысль была совершенно фантастической. Будучи профессионалами, они прекрасно понимали, что им потребуется, во-первых, профессиональный режиссер, во-вторых, профессиональный художник. Естественно, эти люди потребуют платы за свою работу. Кроме того, для новой постановки потребуются декорации и костюмы. Значит, нужны монтировщики, реквизиторы, портные. Ничего этого у покинувших театр актеров не было. Самое главное, у них не было денег. Было только неистовое желание осуществить свою фантастическую идею.
Помогли друзья. Страховая компания «Инкасстрах», ранее выступавшая спонсором академического театра драмы, решила финансово помочь рождению нового спектакля. Юристы компании давали актерам, начинающим собственное дело, профессиональные советы. «Инкасстрах» подарил театру компьютер. В случае необходимости компания выделяла в помощь свой транспорт с водителями. Директор фирмы «Ингрид», специализирующейся на производстве шляп, Ольга Зингиревич предложила бесплатно изготовлять для новых спектаклей эксклюзивные головные уборы. Третьим партнером нового театра стала фирма «Планета мебели». Эти компании до сих пор поддерживают театр «Понедельник».
Обретя друзей, новый театр начал поиск режиссера. В конце концов первый режиссер был найден. Им стал москвич Дмитрий Николаев, который приехал в Самару для постановки спектакля. Первую пьесу выбирали по нескольким критериям. Она должна была быть достойной, ролей в ней должно было хватить на всех актеров, ушедших из драмтеатра, а самое главное все роли в ней должны быть интересными. После долгих обсуждений решили остановиться на классическом детективе Джона Бойтона Пристли «Опасный поворот». Премьера спектакля состоялась во Дворце культуры «Звезда» 20 апреля 1998 года.
Премьерный показ имел успех : из тысячи непроданными остались лишь четыре билета на балкон. В газетах появилось много рецензий. Ныне покойный профессор Ратнер опубликовал статью под названием «Дети понедельника», ведь спектакли нового театра шли исключительно по понедельникам. После этой публикации театр и стал называться «Понедельником». Когда «Звезда» закрылась на ремонт, оказавшийся реконструкцией, у театра Шебуевой появился четвертый верный друг. Окружной Дом офицеров приютил новый театр. В то время в Москве и многих других городах в большом количестве появлялись крошечные негосударственные театры. Но они чаще всего быстро погибали. Шебуева поняла, что умирают театры оттого, что заработанные ими деньги сразу делятся актерами. Нет денег не будет и постановок, а следовательно и будущего. Именно тогда в «Понедельнике» решили откладывать часть заработанных денег. 70% прибыли «Понедельника» уходило на гонорар актерам, а 30% театр откладывал, чтобы было на что осуществлять следующие постановки.
На второй спектакль «Понедельника» приехал посмотреть художественный руководитель тольяттинского театра «Колесо» Глеб Дроздов. Он приехал не один, а с директором и ведущей актрисой своего театра Натальей Дроздовой. Тольяттинцы предложили новорожденному театру поставить совместный спектакль. Для реализации этой идеи театры должны были сложиться и финансово, и творчески. Со стороны «Колеса» в постановке были задействованы режиссер, художник, актер и актриса. Со стороны «Понедельника» в совместном проекте должны были участвовать актриса и композитор. Актрисой стала сама Ольга Шебуева, а композитором Марк Левянт, который с самого начала был вместе с «Понедельником». Театр «Колесо» предложил к постановке пьесу Александра Галина «Сирена и Виктория». Постановка обошлась в $5 тыс. Первым исполнителем главной мужской роли стал Игорь Касилов, который сейчас успешно работает в эстрадном дуэте «Новые русские бабки». С тех пор исполнители неоднократно менялись, ведь спектакль играют уже 9 лет в разных городах страныв Самаре, в Тольятти, в Воронеже, в Ярославле и даже в ныне заграничном Киеве. Женские роли в этом спектакле по-прежнему исполняют Ольга Шебуева и Наталья Дроздова.
После двух удачных постановок у «Понедельника» появились деньги. Окрыленная успехом новая труппа строила грандиозные планы, но тут грянул дефолт. Многие даже государственные театры опустили руки. А «Понедельник» решился поставить мольеровского «Скупого». Режиссером снова стал Дмитрий Николаев. Постановка, сделанная практически за символические деньги, с эклектичными костюмами, максимально приближенная к стилю бродячих европейских театров эпохи Жана-Батиста Мольера, имела оглушительный успех у молодежи. После этого «Понедельник» решил поставить французскую комедию «Публике смотреть воспрещается». Смысл пьесы со всеми интригами и перипетиями, которые присущи миру кулис, просттолько объединив свои усилия, служащие в театре могут поставить спектакль. В реализации этого проекта помог Геннадий Звягин.
Затем театр решает пригласить в качестве режиссера лучшего ученика мастерской Петра Фоменко Сергея Пускепалиса. Пускепалис приехал летом 2000 года и привез современную эксцентрическую комедию лауреата Букеровской премии Алексея Слаповского «Уезжаю!». Исполнитель главной роли Андрей Бердников получил за нее специальный приз жюри на конкурсе «Театральная маска» в 2001 году. На празднование пятого дня рождения «Понедельника» в 2003 году приехал губернатор Самарской области Константин Титов, который подарил театру 500 тысяч рублей. На эти деньги театр построил сарай для декораций и поставил еще два спектакля.
Всего за 9 лет своего существования «Понедельник» поставил 18 спектаклей. Сейчас он переживает непростое время. Главной проблемой театра его руководитель Ольга Шебуева считает финансовый и кадровый голод. «Понедельник» не в силах дать работу молодым актерам. Зарплата в театре зависит от количества сыгранных спектаклей. «Хотя через год нам исполняется 10 лет и мы выжили, нам очень тяжело», говорит Ольга Шебуева. Раньше можно было поставить пьесу за 150 тысяч рублей, но сейчас это невозможно. Кроме того, театр оказался в некоем вакууме. Ему не дают возможности участвовать в фестивалях. «Понедельник» не допустили к участию в проводимом Союзом театральных деятелей фестивале,посвященном русской классике, хотя в репертуаре театра в этом году появился Александр Островский. Такой проект для частного театра является затратным, спектакль был поставлен частично на деньги губернского гранта. В этом году «Понедельнику» запретили участвовать в «Самарской театральной музе», объяснив это тем, что театр не является государственным. «Мы платим налоги государству, говорит Ольга Шебуева, платим взносы в Союз театральных деятелей, платим за аренду, почему нам не позволяют поучаствовать в творческом состязании?». Этот вопрос пока остается без ответа.
есть данные
$5 тыс.
стоила театру «Понедельник» постановка в 1998 году
биография
Ольга ШЕБУЕВА
- Родилась: 14 ноября 1955 года
- Окончила Московское театральное училище им. Щепкина
- С 1978 года служила в Куйбышевском академическом театре драмы
- С 1998 года возглавляет театр «Понедельник»
- Заслуженная артистка России