Летом 2024 года в Самарской области пройдет сразу несколько фестивалей и бардовских слетов, так или иначе ассоциирующихся с отмененным по соображениям безопасности Грушинским фестивалем.
Именно отмена традиционного летнего опен-эйра способствовала появлению его многочисленных мини-версий. Для любителей авторской песни это, может быть, и раздолье, но для самого Грушинского такое клонирование и растаскивание аудитории по фестивальным закоулкам чревато утратой статуса символа губернии и ее титульного мероприятия.
О том, что 51-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина в 2024 году не состоится в традиционном формате и на привычном месте — фестивальной поляне на Мастрюковских озерах, областной Грушинский клуб, выступающий организатором бардовского слета, объявил 16 мая. В распространенном клубом сообщении это решение объясняется в первую очередь «возможными рисками проведения в текущих условиях столь масштабного массового мероприятия». «Особенности ландшафта фестивальной поляны, находящейся в уникальном природном заповеднике в пойме Волги, не позволяют обеспечить надлежащие меры безопасности, возложенные на организатора массовых мероприятий в соответствии с законодательством, — говорится в сообщении. — Мы искренне дорожим жизнью и здоровьем каждого участника, приезжающего на фестивальную поляну, и уверены, что петь песни у костров под открытым небом и сидеть к «плечу плечо» на Горе (традиционная площадка проведения ночного гала-концерта. — Прим. ред.) в нашу песенную ночь в сегодняшних реалиях невозможно». Соответственно, в традиционные сроки, в конце июня — начале июля, Поляна будет закрыта для посещения и проезда.
Однако оставлять любителей бардовской песни и свежего воздуха совсем уж ни с чем Грушинский клуб не решился и анонсировал серию фестивальных концертов «На Грушинской волне» в качестве альтернативы традиционному летнему опен-эйру. При этом конкретные очертания «альтернативный» Грушинский обрел только на минувшей неделе. Как стало известно «СО», «Грушинскую волну» планируется провести в первые выходные июля, а основной концертной площадкой выбран Струковский сад в Самаре, где будут развернуты четыре сцены. Две из них посвятят темам патриотизма и традиционных семейных ценностей, третью отведут под свободный микрофон, а четвертая станет главной эстрадой. При этом конкурсная программа с награждением лауреатов не предусмотрена. Вместо этого ставка делается на известных музыкантов, таких как Игорь Скляр и постоянный гость традиционного Грушинского фестиваля Василий Уриевский (сейчас с ними ведутся переговоры об участии). Также планируется организовать несколько палаточных лагерей с музыкальной программой — для тех, кто привык воспринимать Грушинский именно как фестиваль под открытым небом и предпочитает туристское бытование на природе. Организацию «Грушинской волны» взял на себя продюсер и музыкант-баянист, депутат Самарской губернской думы Сергей
Войтенко. Поддержку ему в этом оказывают дума Самары и областной Грушинский клуб во главе с Борисом Кейльманом.
Между тем ситуацией не преминул воспользоваться и «старый» Клуб авторской песни имени Валерия Грушина, который раньше сам занимался организацией Грушинского фестиваля, а в 2022 году провел альтернативный фестиваль — Всероссийский детско-молодежный фестиваль авторской песни и туризма имени Валерия Грушина. Постоянно критикуя традиционный Грушинский под управлением команды Бориса Кейльмана, «старый» клуб тем не менее не согласился с отменой опен-эйра в этом году. И предложил областному министерству культуры собственные варианты организации бардовского фестиваля в условиях повышенных требований к безопасности массовых мероприятий. Только не Грушинского, а, по сути, его эпигона — все того же Всероссийского фестиваля авторской песни и туризма. Тем более что, организовав такой фестиваль в 2022-м, через год клуб имени Грушина уже не смог его повторить по финансовым причинам, ограничившись лишь туристическим слетом в августе. И вот теперь, по всей видимости, рассчитывал взять реванш, незамедлительно оседлав поднявшуюся из-за отмены традиционной «Груши» волну.
По сути, предложения клуба под руководством Виталия Шабанова калькировали формат, заявленный организаторами фестиваля «На Грушинской волне», а в качестве концертной площадки предлагался все тот же Струковский сад. С той лишь разницей, что у «старого» клуба главным событием позиционировался конкурс авторов-исполнителей, а тематику культурно-досуговой программы и активностей определял девиз «Подвиг, Песня и Туризм». Впрочем, «шабановцы» и сами признавали, что их фестиваль — своеобразный городской «пробник» Грушинского. Кроме того, клуб Виталия Шабанова предложил расширить фестиваль за счет детско-молодежного ответвления, а также возродить после-грушинские гала-концерты в «Зеленом театре» Струковского сада и даже подал заявку на соискание поддержки в областной минкульт, апеллируя к тому, что «затраты на проведение фестиваля в вынужденном «городском» формате существенно меньше, чем обычно, когда требуются расходы на инфраструктуру для десятков тысяч участников и для концертно-событийной программы на природе».
Искомой поддержки клуб имени Грушина, впрочем, так и не получил, но все равно не сдался и анонсировал серию мероприятий в первые выходные июля, одно из которых — тур-
слет по подготовке к 80-летию Валерия Грушина. В качестве локации выбран кемпинг недалеко от Пискалинского взвоза. Слет обещает быть камерным, туристско-бардовским, рассчитанным на 300 человек. В программе заявлены две сцены — «Палуба» и «Юрта», песни у костра и ночные посиделки. «Слет, естественно, не фестиваль. Это в первую очередь возможность сменить обстановку, переключиться на «Грушинскую волну» <…> и обсудить будущее фестиваля. Поэтому программа слета в части песнопений и стихочтений достаточно простая и максимально самодеятельная», — гласит анонс мероприятия.
Между тем поклонники бардовской песни, любители отдыха на природе и прочие энтузиасты решили не лишать себя удовольствия попеть песни у костра и начали организовывать собственные стихийные слеты под открытым небом. Причем в большинстве случаев организаторы так или иначе эксплуатируют в названии своих мероприятий имя Валерия Грушина. (Некоторые считают, что это как минимум некорректно, хотя как такового нарушения закона в этом нет, поскольку как товарный знак зарегистрирован только собственно Грушинский фестиваль, а не производные от его названия.) Так, в окрестностях поселка Прибрежный с 4 по 7 июля пройдет слет «Разгруша-2024», который позиционируется не как полноценный фестиваль, а как «встреча людей, которые любят «Грушу» и атмосферу на ней». «Думаю, в наших силах сделать ту «Грушу», которую забыли, — без рекламы, домиков и электричества. Этот вайб и обстановка бесценны. Но это забыто, — написал в соцсетях организатор «Разгруши» Тимур Галеев. — Мы организовываем не коммерческую «Грушу», а что-то более теплое и то забытое старое, с новыми песнями и новыми людьми. Для меня «Груша» — это не барды и сцены. Это место, где собираются необычные (в хорошем понимании) люди. Где я могу зайти в любой лагерь, посидеть, сыграть песни, послушать песни, выпить, и меня не погонят палками, что я чужой. Это для меня «Груша» — сбор адекватных людей, эмпатичных и отзывчивых». К слову, «Разгруша» уже проводилась в аналогичном формате в 2020 году, когда официальный Грушинский отменили из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Другой подобный музыкальный слет организовывает творческое объединение «Топинамбур» при поддержке традиционной Грушинской сцены «Победа». Сейчас мероприятие называется «Песне быть!», но изначально название было другим — «Грушинке быть!». Слет также пройдет с 4 по 7 июля близ села Черноречье. Помимо конкурса авторской песни в программе также заявлены выступления бардов и рок-музыкантов (причем лайн-ап достаточно насыщенный), творческие активности, ярмарка хенд-мейда и даже массаж.
Между тем таких стихийных турслетов, альтернативных Грушинскому фестивалю, по всей Самарской области может быть и больше. Так, по информации барда Виктора Воронова, много лет организовывавшего на «Груше» концертную площадку «АЗиЯ+», «минимум в пяти местах энтузиасты и инициативные группы готовят свои мини-Грушинские». «Которые, впрочем, могут стать поминками по великому Грушинскому фестивалю», — сокрушается он. А член президиума Клуба авторской песни имени Грушина Анатолий Макаров замечает: «Что за «Грушинские волны» решили погнать в Самаре, пока непонятно. Велика вероятность, что эта серия концертов будет очередным коммерческим показом звезд».
Почему клуба Грушина два
В Самарской области действуют два противоборствующих клуба, имеющих в своем названии имя Валерия Грушина. Это Самарский областной Грушинский клуб во главе с Борисом Кейльманом, являющийся одним из основных организаторов бардовского фестиваля, и Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина. Последний много лет возглавлял Борис Кейльман, но в 2019 году члены клуба решили, что больше не хотят переизбирать его на должность президента. Поводом стало единоличное решение Кейльмана об отчуждении товарных знаков фестиваля, включая название и символику, в пользу московской компании «ЭнергоТехМонтаж». Кейльмана не только сняли с поста, но и исключили из клуба, а новым президентом избрали Виталия Шабанова.
Без прав на символику клуб имени Грушина больше не мог организовывать Грушинский фестиваль, и по итогам конкурса этой работой занялся благотворительный фонд Олега Митяева при помощи все того же Кейльмана и его команды. На тот момент Борис Кейльман вместе с соратниками создал «новый» Грушинский клуб и вывел на него товарные знаки из «старого». Одновременно «старый» клуб инициировал судебные процессы, чтобы вернуть себе права на символику, а Кейльман и его команда пытались признать незаконным исключение их из клуба. Ни один из этих процессов ситуацию не изменил, а борьба за товарные знаки фестиваля продолжается до сих пор.
В свою очередь Виталий Шабанов от лица областного клуба имени Грушина категорически отказывается признавать Грушинским фестивалем то, «что проходит в первые выходные июля на Грушинской поляне». «Так называемые июльские «Груши» клуб воспринимает как рядовые мероприятия из многочисленных массовых развлекательных», — заявлял он в 2023 году. Обосновывая этот тезис, Шабанов критикует Грушинский за превращение, по его мнению, в «пикник для культурно и некультурно отдыхающих под шоу профессиональных бардов»: «Клуб вынужден признать, что Грушинский фестиваль потерял свой изначальный смысл и переродился в своего антипода. Из фестиваля созидателей и покорителей просторов он превратился в фестиваль потребителей и продавцов развлечений».
Сейчас клуб Виталия Шабанова ставит перед собой задачу возродить грушинство «в качестве среды гармоничного развития патриотов родной страны, для чего требуются соответствующие атмосфера, мероприятия и люди». Акцент при этом делается на работе с подрастающим поколением и «омоложении» авторской песни, а также на лозунге «Подвиг, Песня и Туризм», который для клуба олицетворяет стратегические направления деятельности.
Страхуются после «Крокуса»?
В то время как одним организаторам летних опен-эйров выставили трудновыполнимые условия, других это никак не коснулось.
Хотя прямо это не было артикулировано, тем не менее любители бардовской песни не преминули связать отмену Грушинского фестиваля с терактом в «Крокус Сити Холле». Мол, опасаясь новых атак такого рода, власти резко ужесточили требования к безопасности, в том числе и для проводимых за городской чертой традиционных летних опен-эйров. «Страхуются после «Крокуса». Большое скопление людей, реально не смогут обеспечить безопасность от любого психа. Жизнь и здоровье людей, даже нескольких, — это тоже тема. А на «Груше» — не один десяток тысяч», — написала, например, во «ВКонтакте» Инна Кожинова. «Изменились требования безопасности, предъявляемые силовыми ведомствами. Соответственно, кратно возросли и расходы на обеспечение всего комплекса мер, ложащиеся на организаторов и бюджет», — поддержал ее Станислав Валицкий.
Версии поклонников Грушинского очень быстро нашли свое подтверждение, когда из соображений безопасности начали отменяться летние фестивали уже по всей стране. Так, в этом году не состоятся фестивали фолк-музыки «Былинный берег», «Дубовик», «Лугнасад» и «Бельтайн», музыкальный фестиваль «Маевка» в новосибирском Академгородке, ярославский «Доброфест», фестиваль «Легче» в Тамбовской области, а также фестиваль «Тамань — полуостров свободы».
Та же незавидная участь постигла и рок-фестиваль «Нашествие» — его переносят уже пятый год подряд, но в этот раз организаторы сообщили, что не смогут обеспечить безопасность зрителей, персонала и артистов. Во всех случаях организаторы сообщили о новых правилах безопасности, в соответствии с которыми от них потребовали оградить всю территорию фестиваля капитальным забором, не оставив входов и выходов помимо того, где будут стоять рамки металлоискателей и вооруженная охрана; заключить договор с Росгвардией и подключить тревожную кнопку; поставить волонтеров по всему периметру для охраны. Эти условия организаторы сочли невыполнимыми, поскольку у них «банально нет столько денег здесь и сейчас». К тому же они считают, что подобные требования уничтожают фестивальную культуру и сами по себе не увеличивают безопасность, а создают новые угрозы, поскольку с территории, огороженной капитальным забором, посетителям в случае чего будет крайне сложно выбраться.
Такие же требования безопасности, очевидно, были предъявлены и организаторам Грушинского фестиваля. По крайней мере, на это прозрачно намекнул Евгений Митрофанов, организатор другого самарского опен-эйра — этнического фестиваля «Протока», который также традиционно проводится на Мастрюковских озерах. В этом году «Протока» мигрирует в соседнюю Ульяновскую область — как раз по той причине, что ее организаторы не в состоянии выполнить новые требования безопасности. «Нам дали отказ на проведение фестиваля на Мастрюках от ГУ МВД России по Самарской области. Формулировка отказа: нет ограждения периметра фестиваля. Давайте вспомним, что оградить периметр Мастрюков не смог даже Грушинский фестиваль с государственным финансированием. Это не наши порядки бюджетов», — сообщил Евгений Митрофанов. По его словам, фестивальная поляна — объективно очень непростая в организации площадка: «Мы не можем Мастрюки оградить за свои деньги для того, чтобы провести фестиваль один раз в год. Нам здесь нужна административная помощь».
В свою очередь президент Клуба авторской песни имени Валерия Грушина Виталий Шабанов также сообщил, что предложенные его организацией варианты проведения бардовского фестиваля были отвергнуты областным минкультом, поскольку «главным мотивом после теракта в «Крокусе» стало мнение министерства, что обеспечить безопасность участников массового мероприятия на Грушинской поляне невозможно».
Между тем поклонники «Груши» с недоумением обратили внимание на то, что пока одни фестивали отменяются по соображениям безопасности, другие продолжают созывать гостей как ни в чем не бывало. Среди таких массовых мероприятий, которые, похоже, миновала угроза отмены в 2024 году, значатся, например, «младший брат» Грушинского — Ильменский фестиваль авторской песни, который 28-30 июня пройдет в Миассе Челябинской области, и фестиваль «Дикая мята» в Тульской области.
А в Самарской области по-прежнему в силе молодежный форум ПФО «iВолга», ежегодно проводящийся на тех же Мастрюковских озерах. «Почему тогда «Иволгу» не отменяют??? Вовсю идет регистрация. Там, значит, могут обеспечить безопасность, а на «Груше» нет?» — возмущается во «ВКонтакте» Оксана Романова. «Мне очень интересно, как на той же самой Поляне проведут «Иволгу», сумев обеспечить безопасность… Она также под открытым небом, и те же БПЛА, из-за которых Грушинский отменен, как-то по-другому крыльями махать станут?» — вторит ей Алексей Смирнов.
С аналогичным вопросом — почему Грушинский фестиваль отменили по соображениям безопасности, а форум «iВолга» на том же месте — нет? — к врио губернатора Вячеславу Федорищеву на минувшей неделе обратились и самарские блогеры. «К сожалению, это вынужденное решение, мы были обязаны его принять», — пояснил глава региона. И заверил: «Если не будет новых вызовов и угроз, уверен, что в следующем году Грушинский пройдет в традиционном формате».
Как пользователи соцсетей отреагировали на отмену Грушинского фестиваля
ВАСИЛИЙ КОТИН
— Ага, то есть в прошлом году было возможно петь песни у костра, а в этом внезапно перестало.
ГРИГОРИЙ ЛАПШИН
— За хороший фестиваль обидно. Таких позитивных собраний думающих людей больше в мире нет, не то что в России… У региона был повод для гордости! Тысячи людей за свой счет, в свой отпуск едут на тысячи километров, чтобы жить трое суток в палатке на Поляне и почти круглосуточно слушать поэзию с ритмическим сопровождением. И ощущать себя в кругу единомышленников! Фонарики на Горе зажигали не потому, что это прикольно/красиво, а потому, что согласны с исполнителем и хотят его поддержать! И все это уникальное собрание независимых людей отправлено на свалку.
НАСТЯ ДМИТРИЕВА
— Плачу… Не верю… Не хочу верить… Так ждала его! Живу от «Груши» до «Груши». Там место мое родное, частичка моей души. Не просто фестиваль.
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВА
— Так, глядишь, народ привыкнет не соваться туда, а организаторы Полянку-то и под застройку пустят.
НАТАЛЬЯ КОЛЕСОВА
— Очень жаль и очень обидно! Наоборот, собрались бы все и пели патриотические песни — и нам отрада, и молодежи пример. Ведь проводится много массовых мероприятий и в Москве, и в Питере, а в Самаре нельзя.
ДМИТРИЙ РОГОЖКИН
— Ну, может, и к лучшему. Старые замшелые бонзы в руководстве фестиваля, пилящие федеральные деньги и требующие к себе за это бесконечного уважения, такое себе. Один факт прошлогоднего недопуска на Гитару участника СВО, который хотел спеть «Нам нужна одна победа», чего стоит. Допустили после скандала.
ЮРИЙ МИХАЛКИН
— Вот так наши враги и добиваются, чтобы мы ходили все запуганные. Вместо того чтобы показать недругам наше единство и решимость, нас принуждают по углам тихориться.
ЯНА ТРУТНЕВА
— [Те, кто отменил] даже представить не могут, насколько может быть важен этот фестиваль для некоторых людей. Я вообще каждый день, наверное, думаю о нем и чуть ли не часы считаю. «Груша» — это дом. Никаких слов не хватит, чтобы описать мою злость и боль.
ОКСАНА АНОХИНА
— Печально все это. Грушинский фестиваль — это один из символов Самарской области, ее культурная жемчужина. И всего-то три дня. Собиралась в этом году с палаткой ехать… Область позиционирует развитие туристического направления, а отменяет такой фестиваль, как Грушинский, куда едут со всей страны люди. Что-то в прошлом году не отменили, хотя угрозы как были, так и есть, что тогда, что сейчас. В чем разница? Туда люди едут душой отдохнуть, послушать старые и новые песни, ощутить атмосферу.
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ
— Мне очень интересно, как на той же самой Поляне проведут «Иволгу», сумев обеспечить безопасность… Она также под открытым небом, и те же БПЛА, из-за которых Грушинский отменен, как-то по-другому крыльями махать станут? Просто там огромные федеральные деньги, стало быть, и откаты жирные — кто же запретит курочке золотые яйца нести?
КСЕНИЯ КУРДАКОВА
— Я надеюсь, Грушинский не ждет участь «Рока над Волгой»? Если да, то это будет скотством.
СЕРГЕЙ ЗИМИН
— Огромная потеря для всех нас и для меня лично. Я сам сейчас на Донбассе и скажу одно: тут есть прилеты, но люди уже привыкли к этому и уже давно с этим живут. Ходят на работу, ездят в троллейбусах и автобусах. Я тут считал дни до открытия фестиваля, продумывал детали, готовился. Это частица души, радость, которая грела нас 360 дней. Я один, у меня нет таких друзей, кто бы меня поддерживал в моих идеях. Турслеты, сплавы, палатки, костер — и я со своими мыслями один на один. Я только на Грушинском фестивале мог увидеть близких мне по духу людей. Там другая жизнь.
ВИТАЛИЙ ШАБАНОВ, президент Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина
На последней встрече в областном министерстве культуры клуб заявил, что имеет все необходимое, чтобы при соответствующей поддержке реализовать следующие варианты: традиционный фестиваль в июле, фестиваль в июле плюс детско-молодежный в августе, детско-молодежный фестиваль в августе. Детального обсуждения вариантов не состоялось, так как в момент встречи главным мотивом после теракта в «Крокусе» стало мнение министерства, что обеспечить безопасность участников массового мероприятия на Грушинской поляне невозможно.
ВИКТОР ВОРОНОВ, исполнитель бардовской песни
По поводу Грушинского фестиваля уже много лет с разных сторон идет манипуляция общественным мнением. И самое худшее, что вместо грушинского братства возникает грушинское барство. В свое время было предложение уйти фестивалю под Министерство культуры РФ, но этому воспротивились и Грушинский клуб, и региональные чиновники. В итоге какого-то однозначного решения по Грушинскому у местных политиков нет, и предложение принять региональный закон о Грушинском фестивале и заложить в бюджет строку его финансирования так и остается предложением. До тех пор, пока этот закон не будет принят, так и будет продолжаться эта мышиная возня вокруг фестиваля. Пока чиновники ни на что не решаются, минимум в пяти местах энтузиасты и инициативные группы готовят свои мини-Грушинские.
Которые, впрочем, могут стать поминками по великому Грушинскому фестивалю.
— Кирилл Биджанов, Анита Листьева