OBOZ.INFO разобрался в культуре персонализации одеждой, по которой сейчас сходят с ума стилисты, крупные бренды и любители винтажа.
Как монетизируют свое увлечение самарские кастомайзеры и кто покупает новые старые вещи.
Кастомизация одежды — это ее тюнинг, индивидуализация образа человека с помощью подручных материалов, например, красок или ниток. Объектом кастомизации может стать любая вещь: и старая джинсовая куртка, и только что купленная футболка.
Тренд кастомизации поглотил поколение Z, которое стремится обозначить себя и свой стиль, запомниться и быть услышанным обществом. Тренд на кастом далеко не новая идея, модернизировали одежду уже в 80 –х годах лондонские панки, которые шили свои уже легендарные куртки пэчворком, разрисовывали символами анархии одежду и обвешивались цепочками, создавая образы.
Ребята в берцах и с ирокезом на голове массово скупали железные клепки и шипы, вставляя их в ткани курток и кожу ботинок.
Идейными вдохновителями «панк – революции» была группа Sex Pistols.
Именно лидер Sex Pistols, Малкольм Макларен, привел в моду Вивьен Вествуд, которая создала и поддержала стиль панк и одна из первых дизайнеров начала использовать кастом в своих работах.
Суть кастома очень проста — твой рисунок или нашивки неповторимы, как и ты сам. Именно это и делает одежду персонализирующей человека.
Однако сейчас идет совершенно иная волна панка, чем в 80-х годах, она не направлена на разрушение, а скорее, на сохранение. Поэтому миллениалы и поколение Z кастомизируют шопперы (многоразовые сумки для вещей) делают из старых джинс — новые шорты с ярким принтом.
Востребованность услуг кастомайзеров в России начала стремительный рост в 2018 году. Уже в 2021 году в столичных регионах страны спрос на кастом одежды на популярной площадке Авито.Услуги вырос в 9 раз.
Крупные модные дома тоже входят в волну персонализации и предлагают услуги кастомизации.
Например, британская компания Burberry практикует нанесение инициалов своих клиентов на шарфы, бумажники и флаконы с парфюмерией.
Российские умельцы научились монетизировать потребность в самоактуализации поколения Z, используя самые разные способы кастомайзинга.
ПЭЧВОРК
Пэчворк – это самый экологичный тренд 2022 года. Суть этого способа кастома в лоскутном шитье.
Самое главное — можно играть с фактурой материалов. Вы можете сделать рубашку из джинсы, кружева и шелка, и смотреть это будет органично и интересно — трендово.
Прародителем этого тренда считают легендарного кутюрье Ива Сен-Лорана, который продемонстрировал платье, имевшее колоссальный успех в 60-х годах, по мотивам творчества нидерландского художника Питера Мондриана
Несмотря на то, что пэчворк родился относительно давно – на улицах большого города часто можно встретить людей, одетых, будто в мозаику. Такие вещи смотрятся свежо, необычно и подходят под тренд «сохранения».
Апсайклинг
Апсайклинг — создание из старых вещей новых — одна из самых заметных тенденций последних лет.
Например, американский бренд Levi’s, в основе которого лежит идея экологичного пути развития, вот уже много лет пропагандирует концепцию перепроизводства одежды.
Так, у марки есть специальная платформа Repair. Reimagine. Recycle., а также Levi’s Tailor Shop, где каждый поклонник бренда может переосмыслить старые джинсы, куртку или рубашку.
Ушедшие с российского рынка магазины H&M принимали старые вещи клиентов, для переработки, заботясь об экологии.
Идея «круговой» моды, когда одежда используется вторично и превращается во что-то новое, сегодня привлекает не только крупные корпорации, но и молодых дизайнеров. Здесь речь идет не о вторичной переработке, а о вторичном использовании. Они встраивают в ДНК своего бренда концепцию переосмысления старых вещей.
Так, в Самаре растет и развивается популярный апсайклинг бренд «my cling», ребята перешивают старые рубашки, создавая новые модели, актуальные воротнички и футуристические пиджаки.
Однако, «my cling» далеко не единственный бренд – амбассадор апсайклинга в нашем городе на Волге.
Дама с иголкой
Новый, но уже уверенный в себе бренд «fantazii rassvet» — это синергия апсайклинга и классической вышивки.
Основательница бренда, Елизавета Егорова рассказала OBOZ.INFO о том, что мешает, а что помогает в развитии и о будущих коллаборациях самарких кастомайзеров.
Елизавета начала свой маленький бизнес в 2018 году. Вышивка была основной деятельностью мастерицы, приносящей доход. Сегодня работа с одеждой приняла несколько иной смысл. По словам вышивальщицы, кастом — это про творчество, труд и индивидуальность, что очень ценно.
«Иногда у меня бывают порывы, когда так нравится, что никакие деньги не нужны и я готова вышивать чуть ли не бесплатно, но лучше от этого отходить и приучать всех к тому, что любой труд должен вознаграждаться, а получать деньги за деятельность, которую ты очень любишь — это отдельный кайф», — делится с OBOZ.INFO мастерица.
У работ Елизаветы нет конкретной основы для дизайна, ей нравятся идеи апсайклинга, минимализм.
Повсюду, по мнению самарского кастомайзера, царит любовь к мотивационным текстам и пост-ирония в дизайне.
Елизавета Егорова работает не только с одеждой, но и с обовью, что по словам мастера, сегодня особенно востребовано.
Самым сложным проектом были кроссовки — конверсы.
«Я сломала три иголки и заклеивала пальцы тейпами. Проект получился интересным. Были еще заказы, но не смотря на высокий спрос на кастомайзеров кроссовок, я не буду менять свой стэк развития», — рассказывает Елизавета.
Основная аудитория покупателей кастомных вещей от Елизаветы — это современная молодежь, которая хочет индивидуальности и в отношении себя, и в отношении близких.
«Сейчас я хочу развивать свой профессионализм и добавить масштаба, возможно, выйти за пределы Самары. В планах больше коллабить, больше показывать своих идей и снова разместиться в шоу-румах / творческих студиях», — делится своими целями на будущее Елизавета.
Тай – Дай
В 2019 году Lyst определили тай-дай как самый быстрорастущий тренд, но почему?
Термин «тай-дай» («завяжи и покрась») появился на рубеже 60-х и 70-х годов ХХ века, когда хиппи начали упрощенно повторять древние техники дизайна одежды, распространенные в Азии и Африке.
Особая волна популярности пошла после в 1969-м году, когда Дженнис Джоплин вышла на сцену Вудстокского фестиваля в тай-дай одежде, что навсегда закрепила за ней никнейм «мама тай-дая»
Эпохой возрождения техники принято считать 80–90-е годы с их вареным денимом.
Однако, тай –дай стиль был близок не всем, так, вокалист группы Nirvana, Курт Кобейн говорит, что тай – дай футболки у него ассоциируется с тем, как хиппи предали свои убеждения и умерли как большое движение, которое боролось за права.
А третье «пришествие» тренда мы можем заметить уже сейчас, с приходом тик – тока, создатели различных брендов соединяют сразу несколько трендов: тай – дай, стеганые вещи и винтаж.
Кастомайзеры перепрошивают и переосмысливают старые и новые веяния моды, пытаясь создать собственный тренд.
Тай-дай стал настолько большим феноменом, что смог проникнуть и в уличную, и в высокую моду, скорее всего, это связано с простотой в создании рисунка и дешевизной, чтобы сделать такую футболку нужен либо краситель, либо хлорка.
Также культура покраски футболок покорила Трэвиса Скотта и Тайлера, которые вокруг этой техники разработали несколько коллекций своего фирменного мерча. Он моментально продался и стал еще одним популяризатором тай-дайинга, наряду с Канье Уэстом, который даже снялся в одной из них в клипе на песню Bound 2.
В Самаре, мастер классы по тай-дай включают в программы детских праздников и корпоративов.
В целом, эксперты пророчат кастому одежды и обуви дальнейших рост популярности. В соцсетях работают маркетплейсы по покупке и продаже кастомной одежды, обуви и аксессуаров, где за 1,5-2 тыс. рублей можно приобрести расписанную по индивидуальному заказу футболку или персонифицированный коврик для ванной.
Проводя аналогии с панк и хиппи культурой, можно предположить, что на фоне новой волны экономического кризиса и обострения социальных противоречий в обществе, культура кастомайзинга в российских регионах, скорее всего, продолжит расширяться.
— Алина Давыдова