В августе 2021 года трек Wake Up самарской группы Cheese People внезапно возглавил американский чарт Viral 50 в Spotify — крупнейшей мировой музыкальной платформе.
Как говорится, «ничто не предвещало»: с группами из России такого раньше не случалось. Популярность трека превысила отметку в 4 млн прослушиваний, что привело давно забытую уже в Самаре команду Cheese People с этой песней на федеральный канал в популярную программу «Вечерний Ургант».
Знатоков музыкальной сцены успехи авторов и исполнителей рок- и поп-музыки из Самарской области давно не удивляли. На слуху широкой публики в разных музыкальных нишах всего несколько имен и названий, связанных с регионом, вроде «Братьев Грим» и «Руки Вверх».
Однако в глубинах самарского музыкального андеграунда творят десятки групп, многие из которых широко известны даже не в очень узких кругах.
Музыка одних уже давно транслируется на многих радиостанциях по всему земному шару и даже иногда попадает в верхние строчки хит-парадов, у других гастрольные и концертные графики расписаны надолго вперед, даже несмотря на пандемию.
Есть самарские группы, регулярно издающие синглы и альбомы на известных нишевых российских и мировых лейблах.
Есть и те, чей материал интересен не только слушателю, но и именитым критикам. У каждой «звезды» свой способ гореть дольше и ярче, свои методы популяризации, которые зачастую не связаны с монетизацией.
У кого еще есть шанс неожиданно «выстрелить» даже спустя годы — прислушивается «Дело».
Приходят по-английски
«Песня завирусилась в TikTok, и внимание к ней оттуда. Я и сама захожу в TikTok, поэтому пару раз натыкалась на видео, снятые под Wake Up. То есть я понимала, что трек стал популярным на этой площадке, но не ожидала, что настолько», — рассказывала Ольга Чубарова в одном из интервью после того, как взлет популярности Wake Up в соцсети привел эту песню на вершину американского чарта Spotify.
Вокалистка, автор текстов и соавтор музыки созданной в Самаре в далеком 2004 году инди-группы Cheese People Ольга Чубарова сегодня живет в Москве. В одном из своих интервью Ольга рассказывала, что снимает квартиру в Бутово.
Песня Wake Up была написана и впервые исполнена в Самаре в 2008 году и обоснованно считается вполне популярной: звучит в нескольких российских телесериалах (в том числе «Барвиха» и «Маргоша»), является саундтреком к рекламным роликам, неоднократно становилась лидером зарубежных хит-парадов. Альбомная версия Wake Up издана в 2008 году (альбом Cheese People).
Одно из слагаемых успеха Cheese People — английский язык, на котором группа исполняет свою авторскую музыку.
Музыкальные проекты такого профиля ориентированы в большей степени на активное взаимодействие с виртуальной аудиторией (слушателями радио, пользователями стриминговых сервисов и видеопорталов), нежели на концертную деятельность.
Cheese People — не первая и далеко не единственная самарская группа, выбравшая это направление.
Еще в 1996 году самарский музыкант Павел Золин основал синти-поп проект Purple Fog Side. Музыка Purple Fog Side ротируется в основном на готических и синти-поп радиостанциях Европы (Великобритания, Германия, Швеция), Латинской Америки (Мексика, Бразилия), США и СНГ.
В чартах этих радиостанций и чартах продаж специализированных веб-магазинов треки Purple Fog Side регулярно занимают высокие позиции.
За 25 лет группой было выпущено восемь полноформатных альбомов, пять синглов и три клипа. Семь альбомов издано официальными тиражами издательских лейблов на CD.
Около 20 раз композиции Purple Fog Side издавались в составе международных сборников стилистики синти-поп и дарквейв.
У проекта есть стабильный, периодически расширяющийся круг поклонников и фан-клубы в Европе, Латинской Америке и СНГ. Самый свежий релиз — сингл, изданный в августе этого года, следующий, тоже сингл, выходит в декабре.
Павел Золин одним из первых (если не первым) в Самаре освоил практику дистанционной работы с музыкантами, в том числе в масштабах создания полноформатных альбомов.
«Я занимаюсь созданием музыки дистанционно довольно давно, первые эксперименты были в конце 90-х. Сотрудничал таким образом и с сессионными музыкантами, и с соавторами. Моя последняя дистанционная коллаборация — с вокалистом из Италии, а прошлый альбом записан в соавторстве с девушкой из Красноярска», — рассказывает «Делу» Павел Золин.
У Purple Fog Side договор с издательством. Им обусловлено размещение музыки проекта на всех основных стриминговых площадках.
Доходы идут со стриминга и продажи магазинами издательства физических носителей.
«Отклики на музыку Purple Fog Side почти всегда приходят резко и внезапно, зачастую, когда их не ждешь, — делится с «Делом» Золин. — Абсолютное большинство поклонников проекта — взрослые воспитанные люди, сумасшедшие и неадекватные тоже бывают, но крайне редко».
Помимо Purple Fog Side Павел неоднократно принимал участие в работе различных музыкальных проектов в качестве звукорежиссера, автора ремиксов и продюсера.
В частности, продюсировал проекты «Море!» и «Электронное облако».
Друзья полимеры
Your Friends Polymers — самарский шугейз-проект, творчество которого известно широко за пределами РФ. Шугейз иногда еще называют «дрим-попом» — это поджанр инди- и альтернативного рока, возникший в Великобритании в конце 1980-х годов.
Музыка самарской группы звучит в эфире десятков радиостанций в разных странах мира. Ее песни не раз занимали высокие позиции в различных чартах.
Например, песня Like A Rainbow Glitch в январе 2020 года оказалась на 3-й строчке в топ-25 Banks Radio Australia. В 2018 году композиция No Dice заняла 184-е место в топ-200 European Indie Music Network LTD London.
V Chuzhoi Strane поднялась до 5-й строчки в топ-30 BAGeL Radio US. Песня At The Depth of the Gulfstream заняла 17-е место в топ-20 DKFM US.
Группа основана Вадимом Быстровым в 2014 году. Вадим Быстров известен как композитор и музыкант индастриал-панк группы «Стугерон Янссен», а также как один из аранжировщиков, клавишников и саунд-продюсеров одного из самых известных самарских проектов «Федул Жадный».
Сегодня Вадим играет в группе Your Friends Polymers (гитара, программинг) и в коллективе «Любовь эмигранта» (клавишные, гитара).
В дискографии Your Friends Polymers два полноформатных альбома, а также сингл. Песни группы входят в несколько сборников.
Все альбомы Your Friends Polymers выложены на музыкальном сервисе bandcamp.com с возможностью покупки за любую цену (name your price).
Музыканты Your Friends Polymers объясняют свой выбор платформы тем, что, размещаясь на этом ресурсе, группа регулярно попадает в обзоры мировых новинок нишевой музыки.
Многие радиостанции и подкасты находят ее музыку через этот ресурс. Защита авторских прав и лицензирование творчества группы на этой площадке позволяют не связываться с РАО (Российское Авторское Общество).
Кроме того, у bandcamp.com невысокая комиссия за пользование сервисом, а ее финансовую политику в отношении независимых музыкантов участники коллектива считают справедливой.
«Наши альбомы покупаются на bandcamp. За все время мы заработали на этой площадке около 1000 евро, — рассказывают «Делу» музыканты группы. — Бывают гонорары за концерты или выступления на фестивалях, которые в лучшем случае окупают проезд».
Группа выступает несколько раз в год в городах России.
Из-за ковида в 2020 году у коллектива не состоялись запланированные гастроли во Франции, Бельгии и Швейцарии, а в 2021 году отменилось выступление на главной сцене фестиваля Ural Music Night (Екатеринбург).
Любовь эмигранта
В 2020 году сотрудник самарского филиала Третьяковской галереи Алексей Тилли создал дрим-поп группу «Любовь эмигранта».
Из принципиальных соображений основателя группы у нее нет ни одного полноформатного альбома. В сети существуют 2 ЕР (EP — это своего рода мини-альбом, например трибьют, со временем звучания до 35 минут), один из которых издан в 2020 году, второй — в 2021-м.
При этом музыка группы уже стала популярной на стриминговых сервисах, треки регулярно попадают в плейлисты Apple Music, Spotify и Яндекс.Музыки, а также в плейлисты различных радиостанций.
Промоушеном группы занимается лейбл Music Development Russia.
«Любовь эмигранта» выступает иногда в Самаре на шоукейсах «Сезон», организатором которых является сам Алексей. Доход от выступлений идет на технические нужды группы, на оплату репетиций и на запись в студии.
«На последний сезонный фест пришло порядка 1000 человек. Я бы делал ивенты чаще, если бы не пандемия. Наверняка взял бы отпуск и поехал в тур.
Введенные ограничения сказываются на проценте посещений концертов — в среднем на концерты/фесты ходит на 40% меньше людей, чем до введения QR-кодов», — рассказывает «Делу» Алексей Тилли.
По его словам, ни для кого из участников группы музыка не стала основным источником дохода.
Русская «Бабба»
Самарские музыканты, играющие русскоязычную музыку, в беседах с «Делом» чаще признавали творчество основным источником своего личного дохода, чем их коллеги, предпочитающие исполнение на английском.
Лидирующее место здесь часто отдают электро-поп дуэту «Бабба», существующему с 2016 года. Музыка «Баббы» систематически ротируется на различных радио, входит в плейлисты соцсетей и подкасты радиостанций, бывает на телевидении.
Одно из наиболее популярных видео группы — выступление на телеканале «Дождь» в программе основателя «Нашего Радио» Михаила Козырева.
«Бабба» активно гастролирует, регулярно выступает в Москве, Петербурге и других городах России с сольными концертами. Группа выпустила два полноформатных альбома: «Звездный час» — в 2018 году и «Березовый сок» — в 2020-м.
Вокалистка и автор текстов «Баббы» — та самая Ольга Чубарова из Cheese People. Музыку в этом проекте пишет Алла Четаева. Алла и Ольга работают над проектом преимущественно дистанционно, поскольку Алла живет в Самаре, а Ольга — в Москве.
По общему мнению участниц, негативного воздействия на творчество этот факт не оказывает.
Алла Четаева — самарский музыкант, ее специализация — клавишные и электронные инструменты, программинг и диджеинг. Созданием электронной музыки занимается с 14 лет.
Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, затем — Самарский институт культуры по специальности «бас-гитара». В 18 лет участвовала в туре ВИА «Синяя птица» по 20 российским городам (в качестве клавишницы).
В 2000-х играла на клавишных инструментах в известной самарской группе Bajinda Behind The Enemy Lines. Как диджей известна под псевдонимом Alla Farmer.
«Сейчас сотрудничаю со студией Modjo Films в качестве звукорежиссера и саунд-дизайнера, — говорит Алла Четаева «Делу». — Это отлично разбавляет жизнь в ковидные времена».
Наиграли
«Последние три года я живу только на то, что зарабатываю музыкой. Этого вполне хватает и на жизнь, и на развитие проекта», — рассказывает в беседе с «Делом» Павел Коршунов.
Сценический псевдоним известного фронтмена и поэта из Самары Коршунова — Федул Жадный.
Дискография Федула Жадного насчитывает девять полноформатных альбомов, два ЕР и пять синглов. Также на счету проекта 10 видеоклипов, самый популярный из которых — «Алкогольный робот» (149 тыс. просмотров на популярном видеохосте).
Последние годы Павел тесно сотрудничает с композитором Алексеем Зубкерманом, поэтому с недавнего времени проект носит название «Федул Жадный & Зубкерман».
Впервые Павел появился на сцене в качестве вокалиста самарского индастриал-панк проекта «Стугерон Янссен» в середине 1990-х. «Стугерон Янссен» просуществовал до 1999 года и возродился в 2008-м.
Пик популярности группы пришелся на начало 2010-х годов: триумфальные выступления на фестивалях «Метафест», «Ионосфера» и Sisto, поклонники не только в Москве и Петербурге, но и в некоторых европейских странах.
После ухода из «Стугерон Янссен» Вадима Быстрова проект переориентировался на глубокий рейв-андеграунд. В качестве резидента независимых рейв-пати он популярен до сих пор, и Павел периодически принимает участие в его выступлениях.
После того как в 1999 году «Стугерон Янссен» временно прекратил творческую деятельность, Павел начал сольную карьеру под псевдонимом Федул Жадный. В качестве жанра был заявлен «музыкально-маргинальный карикатуризм».
Структура проекта сформировалась сразу и глобально не менялась: Павел отвечает за тексты и сценический образ, а какой-либо музыкант-электронщик — за все, что касается музыки.
Первые же треки, выпущенные Павлом под псевдонимом Федул Жадный, обрели в Самаре огромную популярность.
Аудитория проекта довольно широка: в нее попали все слои «неформалов» — от панков до байкеров, футбольные фанаты, университетские интеллектуалы и люмпен-пролетарии. Залы на концертах Федула Жадного в Самаре всегда были переполнены.
Гастролировал он тоже весьма успешно. Проект начал обретать имя в Москве и Петербурге.
В 2014 году Павел переехал в Петербург, где не только продолжил и развил карьеру под брендом «Федул Жадный», но и стал одним из фронтменов легендарной петербургской группы «НОМ».
Примечательно, что Павел с юности был преданным поклонником творчества «НОМ», и сейчас он относится к своей деятельности в этом коллективе как к сбывшейся мечте.
«В начале 2000-х я общался с Петром Мамоновым, — с трепетом рассказывает «Делу» Павел. — Дело было на гастролях в Саратове. Мамонов мне поведал, что слушает мои треки в машине.
Позже в передаче на НТВ он процитировал фразу из песни «Рожи, Рожи, Рожи», будучи в костюме Ивана Грозного. Где-то примерно в то же время Артемий Троицкий ставил мою песню «Стрекозел» в своей передаче «FM-Достоевский».
Композиции в исполнении Федула Жадного систематически звучат на различных радиостанциях страны. Так, недавно на «Первом Портальном радио» была презентация альбома «На две копейки»: в двухчасовом эфире прозвучали все треки альбома.
«От студии «Союз» на Spotify выложен наш альбом «В ночь с пятницы на субботу», — говорит «Делу» Коршунов. — В ближайшее время на Яндекс.Музыке, YouTube-music, Spotify и других стрим-площадках появится свежий альбом «На две копейки». Все остальное выложено в аккаунте проекта во «ВКонтакте».
Из конторы
«Творчество не является единственной формой моей профессиональной деятельности. Приходится зарабатывать и другими путями, но все они так или иначе связаны с музыкой», — рассказывает «Делу» Владимир Елизаров, музыкант и писатель, известный аудитории и коллегам под псевдонимом Кук, основатель популярного самарского проекта «Контора Кука».
По образованию Владимир Елизаров экономист, но по этой специальности он не работает давно. Состав участников проекта варьируется и по количеству, и по функционалу: «Конторой Кука» может быть и трио, и квартет, и квинтет, и даже один Кук с гитарой.
Известность «Конторы Кука» давно не ограничивается Самарой. С 2004 года музыка группы издается на лейбле «Геометрия».
Сегодня у «Конторы Кука» шесть альбомов, изданных официальными тиражами на CD, и столько же сетевых релизов на разных музыкальных платформах.
Треки группы регулярно ротируются на различных интернет-радио, неоднократно звучали в передачах известных российских музыкальных критиков Андрея Бухарина, Александра Липницкого, Артемия Троицкого.
В 2013 году альбом «Конторы Кука» «ЧЕК» вошел в топ-10 альбомов года по версии российского филиала журнала Rolling Stone.
«Сухой, будто очищенный до костей звук с нойзовыми скрипами и меланхоличными постпанковскими гитарными ходами. Аскеза способствует обострению чувств …результат не похож ни на что…» — написал о самарской «Конторе Кука» Андрей Бухарин (журнал Rolling Stone).
Удостоилась «Контора Кука» рецензии и от Андрея Смирнова (газета «Завтра»): «Кук» противоречив и не скрывает этого.
Меланхолия сменяется холодным взглядом «завоевателя», который не подразумевает ресентимента и сожаления. Фантазия и воображение — главные козыри «Конторы Кука».
До введения ограничений, связанных с пандемией, «Контора Кука» регулярно выступала в Москве и Петербурге.
Сегодня ее концертная деятельность ограничена преимущественно Самарой, хотя и не без исключений: на 12 декабря запланирован большой концерт «Конторы Кука» в Москве на юбилейном фестивале лейбла «Геометрия».
Этим летом состоялся писательский дебют Владимира Елизарова: издательство «ЛитРес» опубликовало его роман Mein lieber friend.
Станционный смотритель
«Гастроли практически постоянно, — рассказывает «Делу» популярный самарский поэт и музыкант Сергей Снеговский. — Недавно считали тут, сколько городов довелось объездить, я сбился где-то на пятидесятом.
Есть постоянные контакты с организаторами, наработанные гастрольные ветки, работает отработанная «уикендная» схема, когда на выезде концерты в основном в пятницы, субботы и воскресенья.
Поэтому времени хватает и на домашние дела, и на работу над новым материалом. В будни я дома, в Самаре. Все вместе это позволяет планировать гастроли на полгода вперед. Вот сейчас, например, уже расписывается весенний тур.
Он должен начаться в конце февраля. Обычно каждой весной и осенью тур включает в себя 25-30 городов, однако этой весной запланированы поездки только в 8 городов.
Связано это с тем, что директор моих проектов — моя жена, и в марте 2022 года мы ждем появления ребенка».
Проект Сергея Снеговского «Станционный Смотритель» — рекордсмен Самары по количеству концертов и гастролей.
У группы восемь альбомов. Акустическая версия «Станционного Смотрителя» называется «6 Океанов». В ее дискографии также восемь альбомов, три из которых — на стихи Сергея Есенина.
Напряженный гастрольный график групп «Станционный Смотритель» и «6 Океанов» заставил Сергея разработать удобную кадровую концепцию: «В обоих проектах задействовано много музыкантов, и постоянный состав давно стал формальным, — рассказывает «Делу» Сергей Снеговский. — Тут как в футболе: в различных матчах (концертах) происходят замены, есть скамейка запасных, ключевые форварды и молодые игроки.
Например, барабанщиков четверо, басистов четверо, гитаристов человек шесть, баян, скрипка. Все знают программу. Если кто-то по какой-то причине не может выступить, или нужен именно этот гитарист, или именно эта ритм-секция, то делаем перестановки.
Причем ребята могут быть из разных городов: Самара, Москва, Арзамас…
Это очень гибкая тактика, и она работает. Сейчас вот, например, к февральскому концерту в Омске программу готовит сибирский состав. К слову, в нем задействован Александр Чеснаков (гитарист группы «Гражданская Оборона»), это для меня весьма лестно».
Лидер «Станционного Смотрителя» зарабатывает только музыкой. Так было не всегда: по специальности Сергей — учитель физкультуры, два года проработал в школе.
Иногда он встречает на своих концертах бывших учеников. Около 10 лет Сергей был известен в Самаре как арт-директор рок-бара «Подвал».
Относительно размещения своей музыки в интернете Сергей Снеговский высказывается так: «Считаю, что любая группа должна использовать в нынешнее время все доступные интернет-ресурсы, стриминговые площадки, сервисы, социальные сети, электронные продажи.
Люди полжизни проводят в сети, глупо было бы отмахиваться от этой реальности».
Материалы проектов Сергея размещаются в сети национальным цифровым агрегатором NCA на основании договора.
Его треки есть на всех популярных платформах, включая ITunes и Spotify. Большинство скачиваний и прослушиваний пока приходится на сервис Яндекс.Музыка.
«По истечении трех лет с момента подписания агентство должно начать выплачивать роялти, — говорит «Делу» Снеговский. — До этого была лишь разовая выплата.
Посмотрим, что получится, в декабре срок истекает. Моя пенсия, думаю, будет выглядеть именно так, если когда-нибудь до нее дойдет дело.
Платных прослушиваний по статистике там около 250-300 тысяч в месяц. Кроме NCA три месяца назад заключили договор с ресурсом zaicev.net. Но там цифры поскромнее».
В «Дрова»
Чтобы стать популярным сегодня, не обязательно сочинять что-то свое, можно интересно интерпретировать уже написанное. Группы-интерпретаторы, чье творчество базируется на трактовке популярной музыки в определенных стилистических границах.
Помимо самарского джаза, который достоин отдельного материала, в эту категорию попадают популярные самарские проекты, специализирующиеся на сальсе (Fruta Bomba), рокабилли (KontrabuzzZ), гаражном роке (Le Garage), ритм-н-блюзе («Дрова»), классическом роке (Old Train)…
Группы такого плана, как правило, не особенно заботятся о размещении своих треков на стриминговых площадках и ротировании по радио.
Зачастую они вовсе не имеют студийных записей. Зато у любой из таких команд немало концертных видео, снятых на смартфоны благодарной публикой. Главную роль в жизни стилевых команд играют концерты.
Их площадки — клубы, кафе и рестораны Самары и области.
White Crow — один из старейших и авторитетнейших представителей кавер-сцены столицы Самарской области. Коллектив играет тяжелый блюз. Основатели этого проекта — гитарист и звукорежиссер Сергей Кащеев и барабанщик Владимир Сомов.
«У нас в школе играл на вечерах вокально-инструментальный состав, стало интересно, — рассказывает «Делу» Сергей Кащеев. — Сосед во дворе показал первые аккорды. Через месяц после выпускного уже играл на танцах в доме отдыха. В армии тоже играл в музыкальном коллективе. Вернулся из армии — продолжил играть».
Группа образовалась в 1999 году, была бессменным резидентом популярного у самарских музыкантов бара «Сквозняк» вплоть до его закрытия.
Композиции в ее исполнении звучали и звучат на большинстве площадок исторического центра Самары, предназначенных для музыки такого плана.
За все время своего существованиязаписала один акустический альбом в 2005 году, который существует только на странице во «ВКонтакте».
Музыка White Crow не выложена ни на одной из стриминговых платформ. Она не звучит на радио. Ее промоушен заключается в оповещении о концертах в соцсетях. При этом команда довольно популярна и востребована, выступления регулярны, а репертуар полностью соответствует вкусам музыкантов.
Течет река River
Абсолютный лидер по числу выступлений среди самарских кавер-групп — River Bend. Стиль, в котором играет River Bend, — акустический блюз-рок. Коллектив образовался около трех лет назад.
За счет высокого профессионального уровня, небанального репертуара, гибкости в вопросах звука, обусловленной отсутствием баса и барабанов, River Bend сразу оказался востребован на всех площадках, включая камерные.
Группа в первый же год своего существования выбилась в лидеры и до сих пор выступает не реже двух раз в неделю.
В первоначальный состав вошли упомянутый уже выше Сергей Кащеев (акустическая соло-гитара), Павел Иванов (акустическая ритм-гитара, вокал) и Глеб Юшков (губные гармоники).
Сейчас состав группы изменился, место соло-гитариста занял Алексей Кочин, а на гармониках, флейте и перкуссии теперь играет Вячеслав Курманаев.
За три года работы River Bend записала пять треков, которые можно найти в свободном доступе в соцсетях. Клипов и официальных релизов нет, на стриминговых сервисах ни один трек не выложен, выступлений в онлайн-формате не было.
В начале декабря музыка группы прозвучала на Первом канале общероссийского ТВ в программе Дмитрия Крылова «Непутевые заметки», которая была посвящена Самаре.
«Мы очень в тему попали с форматом, — отмечает Павел Иванов в беседе с «Делом», — блюз-роковый репертуар в камерном звуке в Самаре на тот момент никто не играл, а мне как раз хотелось заниматься именно такой музыкой».
Что касается монетизации творчества, то, по словам Павла, семью сейчас одной музыкой не прокормишь, но на оплату «коммуналки» и технические нужды группы заработать можно.
О минутах не свысока
Музыкальная сцена Самары более чем разнообразна. Вместе с процессами стирания границ и всеобщей диджитализации появляется все больше путей к своим нескольким минутам славы.
Каждый из музыкантов сегодня имеет возможность развиваться как в сети Интернет, так и вне ее, и эту возможность активно использует.
В большей или в меньшей степени «примы» самарской популярной музыкальной сцены коммерчески успешны.
А главное — все они в выборе репертуара руководствуются личными пристрастиями.
Больше выбора — больше надежд на появление в российском и мировом музыкальном пространстве новых примеров самарского творчества.
— Станислав Фурман, Виктория Петрова