Содержание
За 40 лет своей популярности русский рок стал настоящим символом эпохи перестройки и бешеных 90-х. Культовые исполнители создали десятки музыкальных шедевров, которые многие музыковеды сегодня готовы назвать классикой.
Как творчество Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова из андеграундной культуры 80-х годов стало «классикой»? Какие приемы отечественных рок-музыкантов носят исключительные черты русского рока? Почему этот жанр оказался в итоге одним из самых выдержанных направлений отечественной музыки?
Об этом в рамках городского лектория «Химия слова», создателем которого выступает ПАО «ТОАЗ», ценителям русского рока рассказала питерский композитор и преподаватель музыки Анна Виленская.
Пятый сезон тольяттинского интеллектуального клуба «Химия слова» продолжил радовать горожан интереснейшими эксклюзивными лекциями в ДК ТОАЗа.
Заботясь о тех, кто пропустил очную встречу с Виленской в связи с эпидемиологической ситуацией, организаторы лектория продолжают привлекать новую аудиторию для своего YouTube-канала, публикуя видеозаписи лекций и собирая десятки тысяч просмотров.
На этот раз в Автоград впервые пригласили молодого композитора из Санкт-Петербурга, Анну Виленскую, для разговора об одном из самых популярных и противоречивых стилей современной музыки — русском роке.
«Приехав впервые в Тольятти, я удивилась, когда увидела заснеженные улицы. Я ведь думала, что еду в Италию, — шутит Виленская. — Отмечу, что архитектура и атмосфера города мне точно запомнятся надолго».
Композитор рассказала участникам интеллектуального клуба «Химия слова» о том, почему русский рок можно считать минималистичным жанром, и предложила собственный взгляд на его поэтапное развитие.
Заместитель генерального директора по связям с общественностью Юлия Петренко подчеркнула, что без лекции про музыку не проходит ни один сезон «Химии слова», однако она отметила, что про один из самых самобытных музыкальных жанров в стенах ДК ТОАЗа говорится впервые.
«В рамках лектория мы уже говорили о музыке, о ее историческом развитии, — напоминает Юлия Петренко. — Сейчас же мы разбираем современную музыку, что интересно не только поколению 80-х и 90-х, но и современной молодежи».
1 Люди хотят поэзии
«Эстетика русского рока в его простоте, в минимализме», — заявляет о восприятии жанра Анна Виленская. Композитор пришла к такому выводу не сразу.
Для этого ей пришлось проанализировать творчество ведущих исполнителей жанра, например, музыкальные композиции Виктора Цоя и группы «Кино».
«Воодушевленная приближающейся лекцией о творчестве Виктора Цоя, я изучила практически все его работы. И в скором времени пришла к выводу — там всё обычно. Дело здесь в минимализме, в строгости подбора музыкальных средств и инструментов, в том, насколько эти средства расходуются буквально по капельке, по крупицам. Этот прием вызывает у слушателя необходимость прислушиваться к композиции, а не гедонистический наслаждаться красотами произведения».
Композитор уверена, что именно эта черта русского рока — его простота — становится и причиной любви к жанру, и поводом восприятия творчества рок-музыкантов как вторичного продукта.
Однако, несмотря на противоречивые оценки жанра, Виленская уверена, что сегодня русский рок не только жив, но с достоинством может быть назван классикой.
«Жив ли русский рок? Безусловно, жив, но он давно не существует в чистом виде. По моему мнению, развитие музыкального жанра можно сравнить с хурмой: зарождение жанра — зеленая хурма, без каких-либо вкусовых качеств, затем следует расцвет жанра — спелый ярко-оранжевый фрукт, с конкретным вкусом, а после финал — переспелая хурма, все еще сладкая, но в ней чувствуются новые примеси вкуса и запаха — это уже не вкус хурмы в чистом виде».
Как отметила Виленская, в стадии «завершения» жанра музыковеды начинают его изучать. Как только они коснулись русского рока — жанр стал классикой.
С мнением питерского композитора о том, что русский рок уже классика, согласна и Юлия Петренко: «Когда русские рокеры начали исполнять свою музыку совместно с симфоническими оркестрами, они уже доказали, что русский рок — классика. Ведь не каждую популярную или эстрадную песню можно красиво разложить на оркестровую партитуру».
Возвращаясь к вопросу о стадиях развития музыкального жанра, Анна Виленская отметила, что для возникновения нового течения необходимы определенные социокультурные предпосылки.
Для русского рока в 80-х годах прошлого столетия такой предпосылкой стало появление протеста. Протестовали против всего: власти, популярной музыки, социалистических ценностей, цензуры. Русский рок — голос протеста.
«Из-за жестких рамок цензурирования рокерам приходилось как-то завуалировать свой протест. Здесь и помогла сильная, свободная, качественная поэзия, которую требовал народ. Поэтому относительно русского рока стоить говорить, что это поэзия, положенная на музыку, а не оборот».
Композитор из Петербурга отметила, что одни стихотворения — это чистая поэзия, а другие можно назвать лишь графоманией.
«Изображение «того, что вижу» — в этом роде текстов чувства не рождаются, они напрямую озвучиваются. Это вторичные произведения. Поэзия буквально возвышается над графоманскими текстами. Она не говорит о чувствах и эмоциях в лоб, она делает это с помощью метафоры».
Анна Виленская отмечает, что метафоричность — еще один отличительный признак русского рока.
Такого рода стихотворения и на музыку накладываются по-разному: графоманский стих слишком претенциозен, поэтому здесь подойдут страстные и полнозвучные аккорды, высокий регистр голоса, восходящий романсовый ход; поэзия же рождает иной звуковой облик — обилие повторов, неустойчивые аккорды, напряженный регистр голоса, без взлетов — все должно быть строго.
Анна Виленская уверена: чем сложнее поэзия, тем проще музыка — она должна быть напряженной, мы должны к ней прислушиваться.
2 Как по нотам
После возникновения рок-музыки как жанра она начинает приобретать свой звуковой облик. Когда рок-музыка не просто зародилась, была еще подпольной, но уже звучала — это, согласно ранее описанной метафоре, спелая хурма. Каждый автор стремится к минимализму.
Например, стихи песни «Мое поколение» группы «Алиса» буквально построены на повторах и аккорды практически одинаковые — казалось бы, что может быть проще.
Однако Виктор Цой с его «Звездой по имени Солнце» смог сделать более минималистичное произведение. Фронтмен «Кино» не просто использует повторы в музыке и словах, но выстраивает одинаковые концы фраз.
Причем не только в этом примере, а во всех своих песнях — четыре аккорда и все одинаково заканчиваются. Поэтому его песни в виде текста больше похожи на поэзию, чем тексты «Алисы».
«Стиль в музыке — это определенный набор ограничений, за которые композитор не выходит. Чем больше ограничений, тем более стильная эта музыка. На примере песни Константина Кинчева, который выстраивает концы музыкальных фраз по-разному, и идеально выверенного в этом плане произведения Виктора Цоя мы наглядно может прочувствовать этот минималистичный стиль».
Прежде чем писать произведение, художник выбирает палитру, с которой он будет работать. Так и в музыке с аккордами, уверена Виленская.
«Последовательность аккордов в «Звезде по имени Солнце», т.е. мелодия, настолько привычна для нас, что она становится идеальной для слуха. Однако с точки зрения музыкальной эволюции эта последовательность не идеальна. Можно было бы и получше. Но получше обычно делают в поп-музыке.
В рок-музыке используют, например, четыре аккорда, которые меняют только тональность — верх, низ; в поп-музыке — длинные последовательности, которые зацикливаются сами собой. В поп-музыке есть определенные мелодии, на основе которых строятся сотни песен. Поп-композиторы больше настроены на коммерцию, поэтому они выбирают рабочие варианты, которые заставят слушателя чаще возвращаться к заманчивой мелодии. В таком случае первые аккорды звучат прохладно — из рок-музыки, а вторые звучат страстно».
Преподаватель музыки объяснила, что, выбирая нужную палитру, композиторы ищут подходящий или правильный порядок аккордов, по другому — лад.
В европейской традиции привычный набор состоит из 7 звуков, в Китае — 5, в джазе — 8. Между этими звуками есть определенная иерархия.
Лад — это не хаотичный набор нот с нужными тонами и полутонами, с правильным расстоянием между нотами. Композитор объяснила, что после выбранного лада следует внимательнее подойти к поиску ноты для мелодии и ноты для аккордов.
«Люди заметили, что если взять одну главную ноту и отложить от нее пять вниз и пять вверх, то это будут три ноты, на которых можно исполнить любую музыку, — рассказывает Анна Виленская. — На них держится любая мелодия. А если добавить еще две — через ноту от главной, то получается законченная музыкальная композиция. Так авторы подбирают аккомпанемент. Эти три аккорда (основной, пятый вниз и пятый вверх) — общее и у Цоя, и у «Руки вверх».
Рассказывая об особенностях семи нот, лектор объясняет, что пятая нота строит самый страстный аккорд — доминанту. Цой избегает этого аккорда. Он отказывается от пятой ноты, потому что предпочитает неочевидное, спокойное продолжение мелодии, а пятый аккорд нарочито ее обостряет.
Кроме этого, композитор вправе выбрать цвет палитры: меланхоличную (минор) и светлую (мажор).
«Этому есть объяснение, но, если коротко, мажор кажется нашему уху более акустически полноценным, правильным. Песни же Цоя — минорные. А Борис Гребенщиков, особенно в раннем творчестве, предпочитает мажорные ноты.
Бывший солист «Аквариума» — человек широкой души. У него встречаются все ноты в мажоре. Он выбирает душевную последовательность, чтобы закончилась на пятом аккорде, от которого сознательно отказывается Цой. И все равно творчество Гребенщикова — это полный минимализм: очень мало аккордов и профессиональное управление ими».
3 Рок напоследок
Одной из самых популярных рок-групп сегодня остается «Би-2». Они выбрали темную, бархатную, кулуарную атмосферу для песен. С той привычной последовательностью аккордов «Би-2» остается роком, но при другой аранжировке получается поп-музыка.
В привычном роке времен Ленинградского рок-клуба композиторы привыкли использовать 4 повторяющихся аккордных аккорда, закрытые концовки, сдержанность, протест, сочинять стихи на повторяющейся ноте.
В «Полковнике» группы «Би-2» также виден минимализм. Но есть деталь, которой никогда не было у рок-музыкантов времен Цоя: обычно мелодия состоит из тех нот, из которых состоит аккомпанемент, а здесь мелодия трижды повторяется и в третьей строчке она не срабатывает — последняя нота играется вне аккомпанемента, поэтому она вызывает диссонанс.
По мнению Анны Виленской, «Би-2» работают по правилам рока, в той же парадигме, но с чертами поп-музыки.
«Вспомним про хурму: рождение — золотую пору — благородную старость. Что происходит с роком сейчас? Как только изменился запрос сообщества, ушел привычный русский рок с его протестом. В тот момент, когда сменилась парадигма, рок-музыканты «того» времени ушли.
Например, Егор Летов с его знаменитым: «Я устал, я ухожу». Но некоторые рокеры стали подстраиваться под изменившиеся реалии».
«Би-2» считается рок-музыкой, но против чего они протестуют? У них «тот» музыкальный облик, но с другим смысловым наполнением, без надрыва, без желания «перемен».
«Когда мы смотрим на рок-музыкантов нулевых, например на Земфиру задаемся вопросом: рок ли это? — задает риторический вопрос Анна Виленская. — Жанр начинает размываться. Раз музыкальный облик похож на рок «того» времени, значит, это рок. Если это более поэтическая музыка, нежели коммерческая, значит, это рок. Но хурма уже переспела».
Композитор пришла к выводу, что «Би-2» — рок-музыка по звуковому облику, но более мягкая, без протеста — рок напоследок. «То же самое с Ильей Лагутенко «Мумий Тролль» , — отмечает Виленская. — Диана Арбенина — рок? Скорее всего, нет. От рока только гитара и напряженный регистр голоса».
Русский рок — социальное явление, родился как стихи о протесте, переложенные на музыку, поэтому мелодия часто считается вторичной. Но это не так. Как мы выяснили, у нее много индивидуальных черт.
Когда протест как основной социокультурный феномен, послуживший первопричиной возникновения русского рока, себя исчерпал, русский рок остался в качестве звукового облика.
Хотя западный рок имеет более долгую историю развития, русский рок за свою короткую жизнь обзавелся типичными чертами: его отличают простота, минорность, поэтичность текстов и вторичность музыки.