В этом году модный самарский архитектор Дмитрий Храмов стал идейным вдохновителем необычного арт-проекта, в рамках которого планировалось разместить в историческом центре областной столицы 27 бронзовых фигурок неких сказочных персонажей — шишиг-летунов, для которых было придумано специальное сказочное легендирование: маленькие человечки, прилетевшие из лесов Самарской Луки, собирают лунный свет, чтобы пустить его на добрые дела.
Глобальная идея состояла, кажется, в том, чтобы повысить туристическую привлекательность Самары и добавить городу шарма в глазах самих горожан, но инициатива привела к скандалу и буквально расколола самарское общество на два лагеря.
Пока фанаты проекта — а появились и такие — наносят татуировки с шишигами на тела, противники выступают против пропаганды «нечисти» в лице несчастных шишиг.
В октябре целое коллективное открытое письмо, которое подписали 35 краеведов, педагогов, ученых, было отправлено в администрацию Самары, министерство туризма Самарской области, министерство культуры Самарской области и СМИ. Авторы письма называют «симпатичными» миниатюрные фигурки, которые стали появляться на знаковых объектах старого города, но резко возражают против названия «шишиги-летуны». Они напоминают, что шишиги в русском фольклоре — это маленькие горбатые существа женского пола, обитающие в лесах близ водоемов и сулящие смерть.
Подключились и политики: депутат Госдумы Михаил Матвеев назвал новые символы Самары «нечистью» «сатанистов» и «идиотов» и призвал пропагандировать самарских котов. С просьбой разобраться с «шишигами» обратился к губернатору Самарской области даже целый Союз православных женщин Самары.
«Эти на первый взгляд «безобидные» шишиги-летуны на самом деле проклятые родителями дети, духи которых после их смерти живут в лесу или озере, — считают участники православного союза. — Получается, что Самару хотят погрузить в темное царство с бесами и духами умерших детей».
«Установка мини-памятников нечистой силе является не просто насмешкой над жителями города, а моральным издевательством, — заявили представители сообщества «Русская община Самара». — Попытка представить этих шишиг, как безобидных «маленьких человечков, которые собирают и хранят лунный свет», не выдерживает критики, хотя бы потому что шишиги до настоящего времени ассоциируются у населения как бесы, нечисть, обитающие на территории Самарской Луки».
Дошло до того, что авторов проекта обвинили ни много ни мало в подрыве Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом президента РФ, и даже в тайном замысле поддержки оранжевых революций!
«За образец шишиг-летунов архитекторы Дима и Маша Храмовы взяли вроцлавских гномиков, которых придумал поляк Вальдемар Анджей Фидрих, основатель и лидер подпольного протестного движения «Оранжевая альтернатива», действовавшего в Польше в 1980-х годах. Эти гномики фактически являются символом «оранжевых революций», о последствиях которых по сценарию западных спецслужб в настоящее время всем известно», — сообщалось на канале «Русской общины Самара».
Особо ретивые борцы обратились вскоре в правоохранительные органы с просьбами провести проверки, насколько добрыми были намерения идеолога шишиг Дмитрия Храмова, и даже требовали возбудить уголовные дела.
Однако, как рассказали «ДЕЛУ» в СУ СК РФ по Самарской области, по результатам доследственной проверки в возбуждении уголовного дела было отказано, поскольку, конечно, ничего преступного в шишигах не обнаружили.
Соревнуясь в глубине познаний в краеведении, лингвистике и мифологии, противоборствующие стороны, казалось, забыли, что за каждым добрым делом стоит кто-то, кто за это заплатил. В случае с шишигами Храмова — это его величество бюджет.
Во сколько обошлись налогоплательщикам добрые или злые человечки, выясняло «ДЕЛО».
Ни шиша
«Культурно-символический капитал самарcко-куйбышевской истории слишком разнообразен и противоречив, чтобы можно было бы остановиться на единственно возможном варианте. Что это должно быть за изображение? Коза? «Самара — родина слонов»? Стенька Разин или герои Горького? Фигура самарского горчишника? Летучие мыши, в изобилии населяющие пещеры Заволжья, Жигулевского заповедника? Самарские коты? Однозначного ответа нет, и любой вариант вызвал бы возражения», — обреченно вздыхают в беседе с «ДЕЛОМ» представители пресс-службы горадминистрации.
Идея «шишиг-летунов» родилась более пяти лет назад — она появилась во время работы над Центральной детской библиотекой в Самаре. В работах по реконструкции в 2019 году было задействовано «Архитектурное бюро Храмова», и архитектор стал соавтором проекта.
Вместе с супругой Марией Храмовой Дмитрий решал, как организовать пространство и навигацию в учреждении. «Пространственное решение требовало брендирования отдельных зон, оно отстраивалось от топонимов Самарской области. И как связующее звено появились маленькие человечки, шишиги, тогда еще не визуализированные, как часть навигационной истории. Название было выбрано, чтобы соотнести их с фольклорной темой. Именно шишиги чаще всего упоминаются в фольклоре, связанном со Средней Волгой, Жигулями, Самарской Лукой», — объяснил «ДЕЛУ» Храмов.
Впоследствии концепция набрала ход и обрела жизнь уже в рамках другого проекта — «Туристический код города Самары». Однако, как подчеркнул Храмов, исследования и развитие темы продолжались и до того, как появился контракт.
По его словам, образ шишиг можно считать авторским, а их название использовалось по факту как отсылка. «Мы никаким образом не опирались на фольклорный образ, однако использовали слово, как связующую нить к корням, к сказкам, которые рассказывала бабушка. Еще одна такая ниточка — звук «Ш», как связь с Самарой XIX века, где он был очень распространен. Говорить через «ш» было модно», — продолжает открещиваться от всякого рода бесов Храмов.
В 2024 году Самарская область получила единую субсидию для реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Министерство туризма Самарской области, в свою очередь, провело конкурс среди городов региона на предоставление средств на «формирование туристического кода центра города».
«Не исключено, что впоследствии «шишиг» станет больше»
Победителем стала Самара со своей концепцией, включавшей помимо шишиг-летунов также ряд других объектов: места для отдыха, арт-объекты, ярмарка, информационно-справочный центр с картой. Общий объем средств, выделенных столице региона на эти проекты, составил более 81 млн рублей.
Проект «Туристический код Самары» для участия в конкурсе и делало «Архитектурное бюро Храмова».
О том, сколько именно стоил этот проект, а также на другие вопросы, касающиеся денег, Дмитрий Храмов отвечать «ДЕЛУ» отказался, подчеркнув тем не менее, что к любым финансовым потокам, определению подрядчиков для воплощения проектов в жизнь и собственно исполнению этих работ, за исключением авторского контроля, он и его бюро отношения не имеют. «От процесса производства я отстранен и совершенно в нем не участвую. Наше участие было в том, что мы придумали сам проект, дизайн-альбом для конкурса. И это очень небольшие деньги, особенно с учетом того, что речь шла не именно о «шишигах», а туристическом коде в целом», — подчеркнул он.
В самарской администрации на вопросы о суммах, потраченных на конкретные этапы создания скандальных «шишиг», и общем объеме затрат на эту часть проекта также не ответили, назвав лишь размер выделенной субсидии в целом.
По ранее озвученной информации, разработка дизайн-проекта, производство и установка «шишиг» обошлись в 170 тысяч рублей за единицу «беса». С учетом того, что фигурок 27, общий бюджет на «нечисть» мог составить почти 4,6 млн рублей.
Отдельной статьей расходов в рамках проекта вскоре может стать восстановление арт-объектов после атак вандалов. Как показывает практика других городов, где устанавливались малые скульптурные формы, они притягивают хулиганов как магнит. Например, «Чижика» в Санкт-Петербурге похищают регулярно. Похожий на самарских шишиг проект в Кирове — «кикиморы», также постоянно страдает от атак недобросовестных граждан. Больше всего достается, по сообщениям местных СМИ, кикиморе, символизирующей любовь.
Самарские шишиги не стали исключением. О похищениях уже сообщалось дважды. Как объясняют в самарской администрации, обслуживание объектов в таких случаях осуществляется за счет бюджета города.
«От актов вандализма никто не застрахован. Для их предупреждения установлены камеры видеонаблюдения по месту размещения, дополнительно арт-объекты включены в маршрут патрулирования полиции», — рассказали в пресс-службе администрации.
На какие шиши
«На текущий момент я — энтузиаст. И если говорить о каких-то финансовых вопросах, они в лучшем случае в перспективе», — говорит самарский блогер-литератор, соавтор проекта «шишиги-летуны» Денис Либстер. В его задачи входило создать историю «шишиг-летунов», их характеры и судьбы.
По информации самарской администрации, каких-либо бюджетных средств на сказочные легенды не выделялось. «Сказка является информационным сопровождением для самого арт-проекта и дополнительных затрат не требует», — сообщили в пресс-службе.
Как рассказал Денис Либстер, сейчас идет работа над полновесной историей в формате большой сказки. «Возможно, это будет первым эпизодом саги о Шлетунах. Возможно, больше книг и историй не будет — не хочется ничего загадывать», — говорит автор. Сам он считает, что и у шишиг, и у их истории есть потенциал.
«Мне кажется, у нас получилась интересная сказка: у героев есть перспективы развития, она крепко вписана в городской ландшафт во всех смыслах, и есть интересные сюжетные ветки, которые можно будет раскрывать постепенно», — говорит Либстер. Свой интерес к проекту он объясняет с юмором: «Рукописи, конечно, не горят, но я предпочитаю бронзу».
Ничего преступного в шишигах не обнаружили
Главный герой истории о шишигах-летунах в Самаре Дмитрий Храмов готов работать над проектами и в бронзе, и в дереве, и в пластике.
«Я вижу огромный интерес к проекту. У меня уже очень много предложений от бизнеса о том, чтобы установить «шишиг» у них — в заведениях, на производствах и так далее», — рассказал он. На момент разговора с корреспондентом «ДЕЛА» эти обращения предметно не обсуждались, поскольку основная часть проекта была еще не завершена и установлены не все арт-объекты.
Однако не исключено, что впоследствии «шишиг» станет больше.
Пока Храмов продолжает трудиться над турпривлекательностью Самары. Помимо скандального проекта с шишигами в 2024 году Дмитрий Храмов и его супруга выполнили проект Литературного сквера, ставшего новой самарской достопримечательностью.
Правда, спустя пару месяцев после установки арт-объекты сквера потребовали ремонта и корректировки конструкции, но хотя бы в доброте сюжетов Алексея Толстого, реализованных в проекте, никто не сомневается.
— Анна Жданова