После не очень удачных попыток поставить во главе самарской областной культуры «варягов», власти, похоже, могут теперь сделать ставку на местные проверенные кадры.
В пестрой колоде потенциальных претендентов один из новых фаворитов — Наталья Семенова: глава Центра «СОТА», успевшего прославиться проектом создания гигантских муралов на стенах многоэтажек, и десятками региональных культурно-массовых мероприятий.
Кресло министра культуры стало вакантным 30 сентября, когда этот пост покинула Татьяна Мрдуляш. Свой неожиданный уход она объяснила необходимостью заняться здоровьем ребенка. Источники «СО» утверждают, что окончательное решение об отставке было принято буквально накануне, 29 сентября, хотя уйти г-жа Мрдуляш порывалась по этой причине и раньше. В итоге времени на то, чтобы оперативно найти ей адекватную замену, не было. И сейчас обязанности руководителя ведомства исполняет пересидевшая уже практически всех прежних министров Ирина Калягина.
Тем временем в профильной среде называются самые разные фамилии в качестве претендентов на пост. Список длинный, но в нем есть только две-три действительно реальные фигуры, говорят источники, близкие к центру принятия решения. В этой «обойме», например, руководитель АНО «Региональный центр реализации проектов «СОТА» Наталья Семенова. «СОТА» создана в августе прошлого года. Ее учредитель — департамент управления делами губернатора и правительства Самарской области. Официальный сайт имеет «говорящий» адрес в сети — mural63.ru.
Однако в профессиональных кругах г-жа Семенова известна куда лучше и дольше, чем возглавляемая ею организация. Она режиссер многих массовых мероприятий в регионе, в том числе культурной программы в фан-зоне чемпионата мира по футболу 2018 года, майских празднеств на площади Куйбышева, открытия нового Ледового дворца спорта в 2021 году и т.д. Судя по фотографиям в соцсетях, хорошо знакома и работает со многими известными российскими артистами. При этом отличается креативным и жизнерадостным характером.
Множество проектов Натальи Семеновой связаны с Великой Отечественной войной. В 2021 году ее наградили почетным знаком в честь 75-летия Великой Победы как режиссера интерактивного музея «Дорога истории — наша Победа», организованного на площади Куйбышева в 2020 году. Экспозицию тогда отметил и губернатор Дмитрий Азаров. Помимо этого, г-жа Семенова пишет стихи и тексты песен. К 75-летию Победы она написала текст песни «Запасная столица», исполнила которую дочь главы региона Алена Азарова. (О чем губернатор написал тогда в соцсетях.)
Источники «СО» утверждают, что если с назначением нового министра не станут медлить, то им станет, вероятнее всего, именно Наталья Семенова. Сама она, впрочем, на просьбу прокомментировать информацию о том, что в культурной среде ее называют одним из претендентов на пост министра, ответила: «Мне лично ничего об этом не известно. Никаких диалогов по данному вопросу со мной не ведется».
Еще один обсуждаемый потенциальный кандидат — ректор Самарского государственного института культуры Ольга Наумова, которая была пресс-секретарем депутата Госдумы Александра Хинштейна и до сих пор многими считается его протеже. Возникновение этой кандидатуры связывают с активностью, которую парламентарий развил вокруг министерства культуры в последние несколько месяцев.
Называется и кандидатура Татьяны Шестопаловой, засидевшейся в департаменте культуры и молодежной политики Самары, а также многих других персон. Но эти варианты менее вероятны и если будут рассматриваться, то отнюдь не в первую очередь.
Сразу после отставки Татьяны Мрдуляш в публичном пространстве прозвучал и вариант возвращения в министры Сергея Филиппова. Такой сценарий источники «СО» считают маловероятным. Хотя бы потому, что сейчас г-н Филиппов фактически отвечает за работу сразу двух крупнейших театров региона — оперного и драмы. Причем второй находится в очень сложном состоянии в силу и проблем с руководством, и смерти худрука Валерия Гришко, и реконструкции, для которой все еще дорабатывается проект. В этой ситуации проще отложить вопрос утверждения нового министра, нежели искать новых руководителей для оперного и драмы.
Нельзя исключать и того, что будет предпринята третья попытка привести в кресло министра культуры человека не из Самарской области. Но в таком случае круг кандидатур становится слишком широким, чтобы называть конкретные фамилии.
Между классикой и модернизмом
С уходом Татьяны Мрдуляш возникают также и вопросы о судьбе тех проектов, которые она активно развивала и продвигала, а также с кадрами, на которые она сделала ставку.
Ее визитной карточкой считается филиал Третьяковки, сроки открытия которого уже несколько раз переносились. Филиал должен открыться в здании самарской Фабрики-кухни в мае 2023 года после того, как строители отработают все требуемые режимы безопасности и поддержания климата. Г-жа Мрдуляш не раз оговаривала, что Третьяковка — федеральное учреждение, и хотя она работала в нем ранее, как областной министр не может отвечать теперь за этот проект. Тем не менее именно ее считали главным связующим звеном с федеральным центром. Она и в самом деле держала руку на пульсе, а филиал называла флагманом для всего музейного и культурного сообщества, который побуждает других развиваться и совершенствоваться.
С активностью экс-министра связывают и масштаб, который приобрели «ВолгаФест» и другие проекты, появление новых молодых лиц во главе других учреждений и на сценах… Благодаря связям экс-министра состоялся фестиваль «Шостакович. ХХ век» в его нынешнем виде. И в целом Татьяна Мрдуляш многое делала для того, чтобы в концертных залах звучала не только проверенная временем классика или созвучная ей музыка, но и такая, которую можно отнести к модернизму. (Пример тому — исполнители, сформировавшиеся вокруг создателя оркестра musicAeterna Теодора Курентзиса.) Нравилось это не всем…
В свое время Татьяне Мрдуляш досталось и за попытку продвигать современными методами заслуженные учреждения культуры. Так, оперному придумали альтернативное наименование — «Шостакович Опера Балет». И хотя этот теговый бренд не отменял прежнее название, в культурной тусовке попытались поднять волну протеста традиционными в таких случаях методами — письмами наверх.
Раскритикована была и ее инициатива организовать новую площадку Самарского зоопарка у Южного города, и ряд других. Что дальше их ждет, пока неясно.
Возможны разные мотивы
Министр культуры не самая высокооплачиваемая должность как в системе областной исполнительной власти, так и в культурной среде. К примеру, Сергей Филиппов, будучи врио главы ведомства в 2017-2018 гг., зарабатывал ежегодно порядка 1,6-1,7 млн рублей. Его предшественница Ольга Рыбакова декларировала за последний полный год работы (2014-й) менее 2 млн рублей (в среднем около 166 тысяч в месяц).
В то же время Татьяна Мрдуляш во время работы в Третьяковке, согласно официальным отчетам о среднемесячной зарплате работников госучреждений, получала от 246,5 тыс. рублей в 2016 году до 390,8 тыс. в 2019-м. По итогам 2018 года г-жа Мрдуляш заработала 4,59 млн рублей, в 2019-м — 3,92 млн. Будучи самарским министром, она отчиталась о доходе в 4,7 млн рублей, но какая его часть состоит из зарплаты министра, к работе которым она приступила только в феврале, осталось неизвестно.
Так что, по словам источников «СО», потенциальные кандидаты, особенно имеющие хороший доход на нынешней работе, могут не стремиться в министерское кресло. И согласиться на него по каким-то иным мотивам. Или потому что «так надо Родине».
Кто в запасе
В поисках нового министра в Самарской области могут обратиться к базе кандидатов, сформированной в 2019 году, когда в регионе пытались найти нового министра через конкурс. Тогда на него заявились более 50 человек, хотя реально претендовать на что-то могли лишь единицы из них.
Наиболее перспективной кандидатурой считали заместителя руководителя регионального исполкома «Единой России» Инну Жичкину. Она даже подготовила большую программу по реализации культурной политики Самарской области, расписав ее на 16 страницах. В портфолио Инны Жичкиной множество массовых мероприятий, в том числе патриотической и социальной направленности (Парад памяти, «Добрые вести» и др.). За ней стояла фигура зампреда областного правительства Александра Фетисова.
Он и сейчас является председателем «Российского военно-исторического общества» в Самарской области, в котором Инна Жичкина трудится исполнительным директором.
Среди других статусных кандидатов, подавших в 2019-м документы на конкурс, были директор тольяттинской муниципальной школы искусств им. М.А. Балакирева Ольга Нуждина и зампред экспертного совета по туризму Госдумы Роман Мирошин (ныне зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре). Из инорегиональных — дирижер Сергей Кисс и бывший руководитель культуры Кемеровской области Лариса Зауэрвайн. Г-н Кисс с прошлого года дирижирует в Ульяновском симфоническом оркестре, а г-жа Зауэрвайн трудится в системе подготовки кадров для культуры и искусств.
Среди других кандидатов были в основном рядовые работники учреждений культуры, а то и претенденты совсем другого профиля: секретари, юристы, инженеры, брокеры.
— Отдел Политики