В самарском филиале Третьяковской галереи 11 декабря открылась новая экспозиция – «В круге цвета. Красный».
Вместо образов еды в русском искусстве теперь посетители увидят символизм цвета. Лейтмотив выставки, через которую выстроена ее история – красный цвет, обладавший разным смыслом в каждой эпохе. В экспонатах взят широкий исторический диапазон, соединяя иконопись, авангард и позднее советское искусство.
Как рассказал на презентации новой экспозиции директор филиала Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко, еще до открытия галереи в здании Фабрики-кухни в социальных сетях у Третьяковки была рубрика «Приключения цвета», где куратор Константин Зацепин анализировал разные цвета в искусстве. Из основных цветов, красный – самый драматичный. И когда коллеги из Москвы согласились на выдачу абсолютно узнаваемого шедевра «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина — с этого началась история выставки «В круге цвета. Красный.».
По задумке музея, выставка состоит из трех разделов и лирического постскриптума. Первый раздел – «Энергия материи». В нем представлены работы художников группы исторического авангарда 1910-х «Бубновый валет»: Гончаровой, Кандинского, Лентулова и Фалька. Красный в их творчестве был цветом первородной глины, из которой создан мир. Второй раздел «Сложные предчувствия».
Эпиграф – картина «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, которая стала эмблемой грядущего слома эпох в драматической поступи истории. Это самая знаменитая русская картина с доминирующим красным. Здесь же представлен раздел искусства рубежа 1910-1920-х годов, когда после революции художники пытались синтезировать беспредметность и фигуративы в поисках нового вида мира и человека. Именно тогда из абстракции вырос конструктивизм.
Третий раздел выставки – «Символическое поле» — здесь показано, как красный звучал в неофициальном искусстве 1950-1980 годах. В «Поле» объединены два поколение. Старшие (1950-е годы), «классические» авангардисты, стремились к независимости самовыражения, где красный – это чистая, не стесненная ни чем чувственность.
Второе поколение художников воспринимали красный, как код с множеством интерпретаций, способным приобретать самые разные значения в зависимости от контекста его восприятия. Финал, лирический постскриптум, работа современной художницы Аллы Урбан — инсталляция «Вопрос». Специально для этой работы был создан саунд-дизайн.
Выставка получилась акцентной, ведь красный — один из самых волнующих и привлекающих внимание цветов, раскрывающий тайны истории.
Выставка «В круге цвета. Красный» будет действовать до 30 марта. Стоимость билета — 500 рублей на взрослого, пенсионерам и студентам – 300 рублей, детям от 7 до 17 лет – 250 рублей.
— Ольга Гладкова