Министерство культуры Самарской области разрабатывает документы о запуске в регионе системы рибейтов для производителей кино — им будут возмещать часть затрат за съемки на территории губернии.
Возврат может составить до 30% затрат, понесенных в процессе съемок, или до 20 млн рублей. Таким образом минкульт рассчитывает стимулировать развитие местного кинематографа и привлечь в регион новые проекты.
Система поддержки региональных кинопроизводителей — так называемая программа рибейтов, или налоговых возвратов, — действует в России с 2017 года.
Она позволяет компенсировать часть затрат на съемки фильмов и сериалов из региональных бюджетов — возврат средств осуществляется через специально созданные кинокомиссии.
Размер процента и общую сумму под рибейты каждый регион устанавливает самостоятельно. Основное условие — чтобы фильм или сериал снимался на территории именно этого региона.
Кинокомиссия в данном случае помогает в организации и проведении съемок, в том числе в получении разрешений на них, подборе локаций и обеспечении безопасности во время съемочного процесса, а также в привлечении местных кадров к съемочному процессу.
В целом же программа рибейтов, как указывается на сайте Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), направлена «на развитие регионов — приток инвестиций в них и повышение их туристической привлекательности — за счет создания благоприятных условий для кино- и телепроизводства».
На старте проекта в список пилотных вошли 10 регионов, включая Самарскую область.
Соглашение между областными властями и АПКиТ о взаимном сотрудничестве по реализации на территории региона кинокомиссии по рибейтам было подписано еще 1 июня 2017 года в ходе Петербургского международного экономического форума.
Но разработка положения об областной кинокомиссии началась только в августе 2019-го, а после этого вопрос был вовсе забаллотирован и какие-либо подвижки на этом прекратились.
Теперь, как узнало «Самарское Обозрение», идея ввести рибейты в Самарской области обретает второе дыхание.
Глава областного минкульта Татьяна Мрдуляш в интервью проекту «Кому на Волге» констатировала, что «министерство культуры кино не занималось и пока что не занимается», и это, по ее словам, «большой провал», потому что «кино — огромная индустрия: в ней большие деньги — и федеральные, и коммерческие».
«Развитие этого направления — одна из задач, которые я перед собой ставлю на этот год. Будем запускать работу с кино на системном министерском уровне», — заявила Мрдуляш и добавила, что ее ведомство уже наметило план действий.
На запрос «Самарского Обозрения» замминистра Ирина Калягина пояснила, что министерство культуры сейчас разрабатывает нормативно-правовые документы, которые «позволят осуществлять поддержку кинематографических организаций в связи с производством национальных фильмов на территории Самарской области».
«Сейчас мы изучаем опыт коллег, обсуждаем со специалистами планы», — говорит Калягина.
Следующий шаг — решение на уровне областного правительства о выделении субсидий в целях возмещения затрат на производство фильмов на территории региона.
Как стало известно «Самарскому Обозрению», из регионального бюджета может быть выделено 18-20 млн рублей на компенсацию кинокомпаниям до 30% их подтвержденных затрат в ходе съемок.
Также в ближайшее время будет создана кинокомиссия, которая станет модератором между региональными властями и кинокомпаниями.
Кинокомиссия займется привлечением внешних кинопроизводителей в регион, а также будет представлять интересы Самарской области в Москве, на федеральных и международных кинофестивалях и в работе с кинокомпаниями, входящими в АПКиТ. С просьбой содействовать созданию областной кинокомиссии к региональному правительству обратилась и тольяттинская кинокомпания «Лука» (копия обращения есть в распоряжении «Самарского Обозрения»).
По мнению Андрея Антипенко, Самарская область обладает рядом параметров, которые делают ее привлекательной для кинопроизводства.
Это удобная логистика по отношению к Москве, красивые натурные площадки, уникальная архитектура городов, развитая инфраструктура, позволяющая снимать исторические и современные кинопроекты, большое количество профессиональных актеров, работающих в театрах Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани и Самары. АПКиТ также относит Самарскую область к регионам «с благоприятными условиями для кино- и телепроизводства».
«При этом объем съемок в области в настоящее время гораздо ниже, чем в других регионах России», — констатирует Антипенко.
В министерстве культуры Самарской области в свою очередь считают кино «мощным PR-инструментом, направленным на популяризацию региона». Там рассчитывают, что благодаря сериалам и фильмам, снятым в Самарской области, будут созданы новые рабочие места, а регион станет привлекательным для туристов.
Какие фильмы и сериалы снимались в Самарской области
В октябре 2011 года в Самаре проходили съемки фильма-катастрофы «Метро» по мотивам одноименного романа Дмитрия Сафонова (режиссер — Антон Мегердичев).
Почти две недели Самарский метрополитен играл роль Московского. Съемки велись на строившейся тогда станции «Алабинская», действующей «Московской» и в депо. Метрополитен Самары даже выделил съемочной группе специальный поезд, предназначенный именно для съемок картины.
Сериал «Жизнь и судьба» (2012 год) по одноименному роману Василия Гроссмана. Режиссер — Сергей Урсуляк. В Самаре снимали деревянные здания, сохранившиеся с военных лет, а также Самарскую филармонию.
В 2012 году в Самаре снимался эпизод для комедии «Елки-3». В фильме есть сцена, когда пес Пират бежит в аэропорт Самары по набережной, а затем по площади Революции (мимо памятника Ленину), при том что на самом деле аэропорт Курумоч расположен в противоположной стороне.
В 2014 году в Самаре и Тольятти снималась комедия «Только не они», одним из продюсеров которой выступал Федор Бондарчук. Фильм вышел в прокат только в 2018 году и получил разгромные отзывы критиков.
Драма «Кощей» (2020 год) тольяттинского режиссера Романа Михайлова, производство — «Центр Российского Кино». Проект вошел в конкурсную программу восьмого фестиваля короткометражного кино «Короче» (г. Калининград) и получил одну из четырех его главных наград — Спецприз жюри.
В сентябре 2020 года оператор фильма Дмитрий Чернов был отмечен призом «За лучшую операторскую работу» на XII фестивале авторского короткометражного кино «Арткино» (г. Москва).
Авантюрная комедия «Сокровище Разина» (2020 год) тольяттинского режиссера Романа Каргаполова. Это второй полнометражный художественный фильм, который полностью создан силами тольяттинских кинематографистов.
Предпремьерный показ состоялся в феврале 2020 года в московском кинотеатре «Иллюзион», в прокат картина производства кинокомпании «Райс-Плюс» и «Центра Российского Кино» вышла в марте.
Драма «Рыба» (2020 год) тольяттинского режиссера Виталия Уйманова. Проект вошел в конкурсную программу короткометражных фильмов 31-го фестиваля «Кинотавр».
Фильм «Степка» (2021 год) Виталия Уйманова — участник конкурса короткометражных фильмов 32-го фестиваля «Кинотавр».
ИРИНА КАЛЯГИНА, замести-тель министра культуры Самарской области
Кино и видеопроизводство — мощный PR-инструмент, направленный на популяризацию региона.
На наш взгляд, и самарское региональное кино имеет все шансы выйти на новый уровень.
Сейчас в регионе работает более 13 киностудий, ведущих деятельность в области кинематографии. Ежегодно Самара становится творческой площадкой для проведения международных фестивалей, среди которых фестиваль «Кино — детям», документального кино «Соль земли», фестиваль независимого кино «70/30».
Эффект от развития киноиндустрии в регионе — это совокупность творческой, имиджевой и экономической составляющих.
Кинематографический туризм — путешествия по местам, показанным на экране, новые рабочие места для людей творческих профессий, представленность региона на международной арене в качестве общедоступной локации для проведения съемок, следствием чего станет привлечение дополнительных инвестиций в регион.
МИХАИЛ КУПЕРБЕРГ, киновед, создатель и руководитель киноклуба «Ракурс», член Союза кинематографистов России
Вообще, все это делается через личные связи: самарские кинематографисты, театралы могут пригласить знакомых коллег из других областей снимать к нам.
Я помню, когда к нам приезжали московские и питерские режиссеры, они хотели сделать здесь и игровые, и документальные фильмы, но что-то не сложилось.
Руководство Самарского отделения Союза кинематографистов России часто бывает в Москве, у них есть связи с руководством федерального союза, а также с людьми, с которыми они учились, работали. Они могут пригласить кого угодно, нужны только воля и желание.
Еще когда министром культуры Самарской области была Ольга Рыбакова, при моем участии была разработана концепция развития кинематографа, и одним из пунктов было предоставление наших просторов для создания киностудий.
Почему в Екатеринбурге в советское время строили киностудии, а в Самаре была только Куйбышевская студия кинохроники?
Вполне могла быть создана Куйбышевская студия игрового кино, например, но почему-то этого не произошло до сих пор. Это все реально, все в наших руках.
ВАЛЕРИЙ БОНДАРЕНКО, культуролог, киновед, член Союза кинематогра-фистов России
Не вижу ничего дурного в том, что фильмы про Самару снимают не в Самаре.
Тысячи людей так сняли прекрасные картины — человек отправляется в путешествие. Кино — это вообще путешествие, и, конечно, взгляд человека со стороны совсем другой.
Ничего преступного в этом не вижу, вопрос всегда в одном: хорошее это кино или нет?
В России вообще и в Самаре особенно, как и, наверное, во всех провинциях, нет мифа о кино. Если бы он был, то сейчас у вас под окном какие-то мальчишки и девчонки снимали бы фильм на сотовый телефон.
В Бразилии, например, есть такой миф — футбол. Если бы система рибейтов была, то, конечно, несколько киностудий бы этим воспользовались, но сначала идет все-таки желание, а его у нас маловато.
Когда-то в 90-х Андрей Сергеевич Кончаловский мне лично передавал синопсис сериала про самарскую таможню, он хотел снимать, но люди денег не нашли вообще, никто не был заинтересован. Целый ряд питерских режиссеров, побывав в Самаре и увидев здешний модерн, начинают млеть и сразу хотят снимать кино.
Самара должна попасть в какой-то список, с чего-то все должно начаться.
Должна быть кинематографическая притягательность региона, а она складывается из очень многих вещей: здесь должны проходить фестивали, кинематографисты должны сюда приезжать и видеть это место.
Нужно насытить город людьми кинематографической профессии, проводя семинары, питчинги, фестивали. На полуторамиллионный город два фестиваля — это очень мало. Люди просто ничего не знают про Самару.
Я не знаю, почему в Сочи им всегда дешевле снимать, чем в Самаре, хотя я вижу некоторые сериалы, где сюжет не требует моря и пальм.
Лучшее решение в том, чтобы люди здесь снимали кино, а другие при просмотре спрашивали: «А где это?», и им тоже, может быть, захотелось бы снять свой фильм в Самаре.
«Художественный» вернут «туда», куда надо
Центр российской кинематографии перезапустят с новой концепцией
Областной минкульт, обращаясь к теме развития киноиндустрии в регионе, планирует заниматься не только производством кино, но и его показом.
Для этого будет переформатирован старейший кинотеатр Самары — «Художественный», который по замыслу чиновников от культуры должен объединить на своей площадке кинематографистов и синефилов.
Кинотеатр «Художественный» — не только старейший в Самаре (он был открыт в 1913 году), но и единственный в центре старого города.
До 2009 года кинотеатр являлся структурным подразделением ГУП «Облкинопрокат», а когда ГУП решено было ликвидировать из-за убыточности, тогдашний министр культуры Ольга Рыбакова захотела передать «Художественный» ГБУК «Агентство социокультурных технологий».
Из него планировалось сделать фестивальную площадку для показа фильмов социальной направленности, а само здание кинотеатра на правах оперативного управления передать Волжскому русскому народному хору.
Эти планы вызвали несогласие в региональном отделении Союза кинематографистов России, члены которого попросили приостановить ликвидацию ГУП «Облкинопрокат» и реорганизацию «Художественного». Несмотря на увещевания деятелей кино, Ольга Рыбакова все-таки осуществила задуманное, и в 2010 году кинотеатр вошел в состав агентства.
С тех пор на базе «Художественного» проводятся международные фестивали спортивного кино и «Кино — детям», Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли», а также работает клуб любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник».
Однако сейчас, по мнению нынешнего министра культуры Татьяны Мрдуляш, «Художественный» «немного не туда уехал». «Сейчас мы его перезапускаем, — заявила Мрдуляш в интервью «Кому на Волге». — Из этой площадки нужно сделать место для всех синефилов и место для людей, которые интересуются и хотят знать больше о кино».
«Перезапуск кинотеатра — это обновление направления работы со зрителями, с программами. Будем работать более оперативно и ориентироваться на молодежную аудиторию, организовывать встречи с кинематографистами вне рамок киноклуба. «Художественный» должен стать площадкой для объединения кинематографической аудитории. Сейчас ведется работа в этом направлении, мы знакомимся с кинематографистами из разных регионов, обмениваемся опытом, думаю, что к лету вы все увидите. В августе, я думаю, уже будут заметны изменения», — пояснила «Самарскому Обозрению» заведующая ЦРК «Художественный» Алиса Зарипова.
Киновед Михаил Куперберг считает, что сейчас «Художественный» в плане показа кино проигрывает кинотеатрам, у которых есть возможность менять оборудование.
«Кинотеатр «Вертикаль», например, заманивает альтернативным продуктом — театральными спектаклями, операми, балетами. В каких-то кинотеатрах идут старые классические фильмы. Т
Так или иначе, синефилу в Самаре можно посмотреть примерно 80% серьезных фильмов, выходящих в прокат. Но в каком-нибудь «Киномаксе» такие же фильмы идут лучше, чем в «Художественном», к сожалению, потому что это и старый город, и отсутствие парковки, и отсутствие альтернативных развлечений, качество показа, все это влияет.
Поэтому дистрибьютору не докажешь, что «Художественный» — это краса города, и надо давать в показ фильмы только ему», — отмечает Куперберг.
«Кино про Самару должны снимать в Самаре»
Вводя систему рибейтов, региональное министерство культуры рассчитывает прежде всего на то, что кино о Самаре будет сниматься именно в Самаре, а не где-то еще.
Как это было, например, с трагикомедией «Родные», в которой по сюжету семья отправляется на Грушинский фестиваль, или мистической драмой «Чудо», снятой на основе самарской легенды о «Стоянии Зои». Ни один из этих фильмов не снимался в Самарской области.
«Кино про Самару должны снимать в Самаре, — заявила министр Татьяна Мрдуляш в интервью «Кому на Волге». — Фильмы должны, соответственно, продвигать Самару и работать на создание ее положительного образа в кино».
Впрочем, киновед, член Союза кинематографистов России Михаил Куперберг не видит ничего особенного в том, что фильмы про Самару снимаются не в Самаре.
«Это абсолютно нормально, это практика мирового кинематографа, — отмечает Куперберг. — Из недавних примеров — фильм «Власть пса». Режиссер Джейн Кэмпион снимала штат Монтана в Новой Зеландии. Хоть во Франции Самару снимайте — главное, чтобы произведение было талантливое, свежее, острое, в этом вопрос».
Между тем кинокомпания «Гамма» (генеральный продюсер Виктор Будилов) уже направила запрос по организации в 2022 году съемок 20-серийного сериала в Тольятти.
Предварительно проведены переговоры с руководством АвтоВАЗа и получено от них согласие, что они предоставят все, что нужно для съемок, а также уже подобраны подходящие локации и достигнуты договоренности с представителями управления МВД России по городу Тольятти о помощи в организации съемок.
Ориентируются на Калининград и Ульяновск
Сейчас, по данным Ассоциации продюсеров кино и телевидения, в России работают 16 кинокомиссий, но претендовать на реальную финансовую поддержку в виде компенсации части затрат на съемки кинокомпании могут лишь в восьми регионах.
При создании кинокомиссии министерство культуры Самарской области планирует ориентироваться на успешные примеры развития кинопроизводства в Калининграде, Якутии и Ульяновской области.
Так, в Калининградской области киноделам возмещают до 40% средств, затраченных на территории региона на производство теле- и кинопродукции, в Ульяновской — до 30%.
С 2017 года кинематографические организации смогли вернуть из ульяновского бюджета порядка 30 млн рублей. Но с 1 января 2022 года выплаты субсидий кинопроизводителям в регионе приостановлены из-за пандемии COVID-19 — вплоть до 2025 года.
ИГОРЬ ЖАТКИН: «Мы делаем ставку на кино, которое учит думать»
директор ГБУК «Агентство социокультурных технологий»
Что дает программа рибейтов тем регионам, в которых снимаются сериалы и фильмы? Как привлечь кинокомпании в Самарскую область? Как изменится формат старейшего кинотеатра Самары — ЦРК «Художественный»? Поменяется ли он только внешне или концептуально тоже? Какие проекты запланированы на его площадке?
На эти и другие вопросы «Самарского Обозрения» ответил Игорь Жаткин — директор ГБУК «Агентство социокультурных технологий», в ведении которого находится «Художественный».
— Министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш недавно анонсировала перезапуск кинотеатра «Художественный». Что это означает, каких перемен ждать?
— «Художественный» многие годы позиционирует себя как Центр российской кинематографии, и, безусловно, эта линия развития останется генеральной.
В первую очередь перезапуск означает смещение акцента на демонстрацию избранных фильмов из широкого проката и их обсуждение с кураторами. Ставку делаем на кино как на искусство, которое учит думать, размышлять, сопоставлять и делать выводы. Киноклубы, кинофестивали, ретроспективы фильмов, творческие встречи с лидерами индустрии — все это составит главную деятельность ЦРК «Художественный».
Плюс особое внимание планируем уделить объединению на своей площадке представителей кинематографического сообщества, как уже опытных, так и тех, кто только начал делать первые шаги в видеопроизводстве.
Наша цель — создание устойчивого сообщества людей, которые любят кино и производят его, выявление продюсеров изменений, которым в дальнейшем мы окажем всестороннюю поддержку.
Но говорить о том, что озвученная мною выше деятельность не велась вовсе, было бы неправильно и нечестно.
На площадке «Художественного» продолжительное время работает клуб любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник» — один из наиболее успешных проектов сегодня, который продвигает умное кино.
И мы постоянно ищем новые формы общения со зрителем. Есть авторская программа Валерия Бондаренко «Страх высоты». Все эти проекты мы планируем развивать и расширять их аудиторию. Хочется упомянуть и о проекте «Лучшие театры мира в кинотеатре «Художественный».
Это отличная возможность, не выезжая из Самары, увидеть и услышать записи шедевров мировой оперной и балетной классики в постановке режиссеров ведущих театров мира.
В этом сезоне мы показываем легендарного «Щелкунчика» в версии Королевского театра «Ковент-Гарден» (Лондон) и знаменитую оперу «Русалка» Антонина Дворжака в постановке Королевского театра Мадрида.
Отличный звук, высочайшее качество изображения, крупные планы, которые позволяют разглядеть детали и уловить тончайшие эмоциональные нюансы исполнения. В новом сезоне мы добавили к показам экспертную составляющую для зрителя: арт-диалоги с самарским культурологом, автором телевизионных программ об искусстве Светланой Ждановой.
Проект будет расти и дальше: помимо оперы и балета будем показывать также и драматические спектакли, организовывать обсуждения увиденного с известными театральными режиссерами и актерами. Задача — интегрировать зрителя в мировое культурное пространство.
Мы также планируем измениться и внешне. В этом году в планах разработать научно-проектную документацию по реставрации кинотеатра и его обновлению (здание кинотеатра является памятником истории и культуры. — Прим. ред.).
И мы уже заручились поддержкой министерства культуры в этом вопросе. Но сидеть сложа руки до этого момента мы не намерены. Уже сейчас планируем сделать все возможное, чтобы зрителям у нас было комфортнее и интереснее.
В работе сейчас несколько партнерских проектов с Музеем модерна, Самарским союзом молодежи и современными художниками по наполнению исторического фойе новыми интересными выставочными и арт-проектами в сфере кино, видеоарта, фотографии. Подходы к сервису также будут изменены.
— Какая еще работа предстоит по модернизации «Художественного»?
— В приоритете — поддержка регионального кинематографического сообщества. Уже сейчас мы запланировали серию образовательных воркшопов и встреч местных режиссеров, операторов, сценаристов и продюсеров с профессионалами киноиндустрии со всей страны.
Первая из них состоялась 24 февраля — Самару посетил известный кинокритик Антон Долин.
В мае пройдет проект «Киноперекрестки. Самара-Казань», нацеленный на организацию системного обмена опытом самарских кинематографистов с представителями дирекции по поддержке кинопроектов и организации киномероприятий «Время кино» (г. Казань).
В программе: мастер-класс по участию в питчингах от Айнура Аскарова и представителя Международного фестиваля Мобильного кино; лекции по крауд-продюсированию и авторскому праву от Светланы Бухараевой — члена Союза кинематографистов РФ, специалиста по авторскому праву, преподавателя, директора студии «Кинофест», лауреата многочисленных международных и национальных фестивалей.
При поддержке специалистов Агентства социокультурных технологий и ЦРК «Художественный» лидеры региональной киноиндустрии подготовили несколько проектов и подали их на федеральный конкурс Фонда культурных инициатив.
Один из них — Поволжский фестиваль регионального кино и видеорекламы «Нажми на REC», инициированный Антоном Долгановым — местным режиссером и продюсером, основателем собственной видеостудии.
В этом году агентство также будет продвигать лидеров креативных индустрий в области видеопроизводства и поддерживать продюсеров изменений в этой области.
Готовы предоставить площадку ЦРК «Художественный» для самовыражения, обмена опытом и обучения, для участия в различных фестивалях, а их только в рамках того же Фонда культурных инициатив поддержано более десяти.
— Что вы думаете о программе рибейтов для поддержки региональных кинопроизводителей?
— Налоговый возврат для кинопроизводителей из бюджета региона, где проходят съемки, несомненно, интересная и перспективная инициатива. Это позволит привлекать в регион кинематографистов для съемок фильмов именно в Самарской области.
К тому же такой формат работы создает новые рабочие места на территориях и повышает туристическую привлекательность региона. Но все же эта история не только про экономическую выгоду, но и про грамотное позиционирование территории.
Исторический центр Самары самобытен и невероятно хорош, да и в области нам есть что показать: Самарская Лука, Сызрань, Рачейский лес, Бузулукский бор. Думаю, что и самарским кинематографистам этот формат работы подарит возможности для развития.
— Что нужно сделать, чтобы привлечь в Самарскую область киноделов из других регионов?
— На мой взгляд, это как раз программа рибейтов в первую очередь. Ну а дальше начинается история с творческим потенциалом.
Финансовые бонусы для кинопроизводителя, а кино, мы все это знаем, дело затратное, — история интересная.
Но было бы еще лучше, если бы на местах команда могла при необходимости «доукомплектоваться» нашими кадрами (операторами, художниками-постановщиками, осветителями) и рассчитывать на необходимое оборудование и съемочные павильоны, к примеру.
Это, на мой взгляд, существенно повысило бы рейтинги нашей территории в глазах кинематографистов, желающих снять фильм в регионе.
— Кирилл Биджанов, Зарина Беркимбаева