В Самаре и Чапаевске прошло представительное мероприятие федерального уровня на тему социализации цыган, которых здесь живет немало.
Масштабному пиару всероссийского методического семинара сильно помешал федеральный же скандал в Коркино, где представители цыганской диаспоры жестоко убили женщину-таксиста, что привело к погромам и открытому противостоянию с местными жителями.
Последняя декада октября-2024 ознаменовалась громким конфликтом с межнациональным подтекстом в городе Коркино Челябинской области. Вечером 23 октября здесь была убита женщина-таксист — 40-летняя Елена Манжосова (Сарафанова). Тело потерпевшей с ножевыми ранениями нашли на улице Ватутина, недалеко от цыганских поселков Тимофеевка и Старое Строительство. Сиротами остались двое детей.
Довольно скоро в оперативный розыск объявили 16-летнего Мануила Юрченко и 19-летнего Марселя Казаченко, оба — представители местной цыганской диаспоры. В розыскной ориентировке указывалось, что подозреваемые могут быть вооружены холодным оружием.
Убийство женщины-водителя стало катализатором вспышки недовольства местных жителей, которым давно не нравилось соседство цыган. Люди вышли на улицу с требованием наказать виновных в гибели Елены Манжосовой. Дом, где, предположительно, скрылись подозреваемые, стали закидывать камнями. Из дома открыли стрельбу по толпе, двух человек ранили. Позже за это преступление задержали 58-летнего лидера цыганской диаспоры. В региональных пабликах начали распространяться призывы к беспорядкам и иным противоправным действиям. Цыганам били стекла, жгли и переворачивали машины. Часть диаспоры спешно эвакуировалась в соседний Еманжелинск.
Когда ситуация начала выходить из-под контроля, в цыганские дома зашли СОБР и ОМОН. Был задержан возможный подозреваемый — им внезапно оказался 16-летний глухонемой Е. Юрченко. Кроме того, по итогам беспорядков задержали еще около 40 человек. Всего же в стихийном народном сходе участвовали несколько сотен коркинцев, а в урегулировании конфликта приняли участие более 500 сотрудников полиции, ФСБ и Росгвардии. Несмотря на присутствие силовиков, погромы и поджоги в Коркино продолжались до 26 октября.
По итогам этой скандальной истории был отстранен от должности глава отдела полиции Коркино Владимир Дякин. А 30 октября подала в отставку и глава Коркино Наталья Лощинина.
ЧП в Коркино вызвало невиданный резонанс в СМИ и соцсетях, и на этом фоне совершенно незамеченной прошла информация газеты «Чапаевский рабочий», размещенная ровно в день убийства Елены Манжосовой, 23 октября 2024 года. Статья под заголовком «Опыт Чапаевска нужно брать на вооружение» благостно рассказывала о проведении в Самарской области двухдневного всероссийского методического семинара «О ходе реализации комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган в Российской Федерации», организованного Федеральным агентством по делам национальностей, Домом народов России и правительством Самарской области. Благостную картинку несколько портила публикация с броским заголовком «Сообщи, где торгуют смертью!», размещенная под повествованием о цыганской пасторали в Чапаевске. Как известно, чапаевская цыганская диаспора ранее активно участвовала в региональном наркотрафике, а похищение некой цыганки-дилерши в этом городе однажды даже стало поводом для перестрелки на АЗС в самарских Дубках.
По данным «Чапаевского рабочего», мероприятие по окультуриванию цыган прошло 17 и 18 октября в Самаре и Чапаевске, в нем приняли участие представители 20 субъектов Российской Федерации из шести федеральных округов (был ли там кто-то и из Челябинской области, на момент сдачи номера «СО» уточнить не удалось).
В Самаре участники семинара сначала обсудили актуальные вопросы реализации плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган, утвержденного правительством РФ, затем «познакомились с региональными и муниципальными практиками адаптации и социализации этой этнической группы населения, в первую очередь детей и молодежи».
В Чапаевске делегация сразу поехала в школу №8. Здесь из 231 ученика больше половины — 121 — цыгане. Учащиеся поведали о своих приоритетах на будущее (получение образования и трудоустройство), а затем показали гостям театральную постановку — отрывок из поэмы Александра Пушкина «Цыганы».
«Зажигательная национальная музыка и танцы подняли настроение представителям делегации. А воспитанники детско-юношеской спортивной школы №1 продемонстрировали свои навыки в кикбоксинге», — пишет «Чапаевский рабочий» (кикбоксингом здесь занимаются 40 детей цыганской национальности, их тренирует мастер спорта Рамир Карабаненко).
Также школа №8 активно взаимодействует с «Движением первых», участвует в федеральных проектах и акциях, развивает внеурочную деятельность. За последние несколько лет цыганские дети перестали бросать школу сразу после 4-го класса, как было ранее заведено, многие доучиваются до 9-11 классов, а некоторые поступают в вузы.
Кульминацией мероприятия стало заседание круглого стола по теме оказания содействия в социально-культурной адаптации цыган, проживающих в Чапаевске. Впрочем, семинар в Самарской области прошел почти незамеченным: видимо, из-за событий в Коркино его не пиарили нигде, кроме «Чапаевского рабочего». А столкновение в Коркино было не единственным ЧП с цыганами в те дни. 28 октября стало известно, что группа из 12 пьяных цыган в Туле избила полицейского, которого пришлось госпитализировать. Нападавшие живут в таборе в тульском микрорайоне Плеханово.
Визиту представительной делегации в чапаевскую школу №8 обрадовались не все. В блоге у депутата Госдумы РФ Михаила Матвеева появился комментарий некой Оксаны Черкасовой (сейчас этот пост удален). Если верить изложенной Черкасовой версии, перед приездом участников «цыганского» семинара «целый месяц учителей школы терроризировали отчетами по цыганам, требовали характеристики на всех цыган, и ТОЛЬКО ХОРОШИЕ, все плохое вычеркивалось. Заставили искать информацию по детям, которые уже закончили школу и хоть чего-то добились в жизни. Заставили готовить концерт с детьми, ТОЛЬКО с цыганами». Более того, в состав делегации, по версии этого комментатора, кроме чиновников мэрии и регионального минобра якобы входили «бароны цыганских диаспор из Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга и многих других городов».
Михаил Матвеев уточнил информацию касательно приезда «баронов» из других источников, и они ее не подтвердили. Именно поэтому пост и был удален. Но в остальном информация Черкасовой оказалась соответствующей действительности. «А вот и официальное подтверждение: оказывается, это был семинар «О ходе реализации комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган в Российской Федерации», организованный Федеральным агентством по делам национальностей, Домом народов России и правительством Самарской области. Есть, оказывается, такой план. На который, видимо, ФАДНу и деньги и выделены, и освоены. Результаты? Ну так ведь концерт был? Был. Семинар провели? Провели», — саркастически пишет Матвеев.
Депутат Госдумы живо отреагировал и на события в Коркино: «Произошло происшествие в Челябинской области с табором: правоохранители проводят рейд в Челябинской области по местам проживания кочевого народа. А должны проводить по всей стране по всем «таборам», «баронам» и местам нахождения. Везде ведь одно и то же. Разве не так? Думаю, результаты будут везде. И воспитательный эффект намного лучше».
Впрочем, социализацией цыган в конце октября интересовались не только в Самарской области. В это же время в Первоуральске Свердловской области прошел фестиваль цыганской культуры «Рома Урала», в котором приняли участие более 100 человек. В соцсетях на событие реагировали примерно так: «Ну хорошо, что хоть фестиваль украинской культуры в Курске не провели» (телеграм-канал «Под Лед», 25,5 тыс. подписчиков).
За любой кипиш, кроме голодовки
Цыганская диаспора — не самая большая в регионе, но хлопот властям и силовикам доставляет немало. По данным переписи 2010 года, в Самарской области проживало 4875 цыган, на самом же деле, как считают эксперты Ассамблеи народов Самарской области, в регионе их обитает не менее 10 тысяч.
В настоящее время цыгане в Самарской области живут оседло. Относительно крупные компактные поселения цыган существуют на окраинах городов Самары (Зубчаниновка, Красный Пахарь, Яицкое), Сызрани и Чапаевска (поселок Владимирский). Таборы есть в Кинель-Черкасском районе (Кротовка) и в Приволжском районе (Обшаровка).
«Для диаспоры характерны замкнутость внутри общины, рода, деление людей на «своих» и «чужих»; дистанцирование от власти, стремление решать все проблемы традиционными общинными методами в своем кругу; пренебрежение образованием (детей отдают в школу на 2-3 года); сохранение традиционной культуры», — говорится в историко-этнографическом очерке «Многонациональный Самарский край».
Несколько лет назад в Самарской области попытались запустить проект социализации цыган, взяв для этого отдельное поселение Яицкое. Волонтеры пробовали научить цыган грамоте, помочь им в оформлении документов, решении некоторых бытовых и социальных проблем. Однако дальше Яицкого проект не пошел.
А вот в криминальном секторе социализация цыган идет хорошо. Раньше именно эта диаспора «держала» региональный наркорынок, но с уходом наркотрафика в онлайн доходы цыганских кланов (Ивановы, Лебедевы, Рупаевские, Карабаненко и другие) заметно просели. Хотя до сих пор живо поверье, что если на заборе дома в Зубчаниновке висит ковер — значит, там можно купить что-то запрещенное. Впрочем, диаспора не теряется и применяет криминальный талант своих членов и в других теневых сферах. Так, цыганки-мошенницы засветились в нескольких делах «черных риелторов» — именно они «разводили» на отчуждение жилья асоциальных граждан. Несколько лет назад получил огласку курьезный случай: в Тольятти группа цыган украла инвалида-ампутанта, чтобы заставить его просить милостыню. Не брезгуют цыгане и сбытом фальшивых денег.
Еще один пример: более 10 лет назад в Тольятти киллер на мотоцикле застрелил отставного силовика Владимира Манышкина, а в Самаре был убит бизнесмен Александр Томин. Оказалось, что к обоим преступлениям причастна банда цыган-гастролеров, зарабатывавшая заказными убийствами (и не всех участников банды нашли и осудили).
Из последних ноу-хау цыганской диаспоры в Самарской области — мошенничества с оформлением пособий и выплат на неродившихся детей. Уголовные дела подобной тематики самарские суды слушают десятками.
«Так называемая «цыганская проблема» существовала очень давно и известна администрации не только как представителям власти, но и как жителям округа. И эта проблема никогда не замалчивалась. Начиная с 2019 года мы обращались во все возможные инстанции. И после этого проводились беседы, рейды. Как результат этой работы, администрация получила обвинения в притеснении цыган по национальному признаку, а моя семья – не единожды оскверненную могилу свекра. Тем не менее, раз произошли волнения, люди не поверили в неотвратимость наказания преступника, значит, проделанной нами работы оказалось недостаточно»
Из телеграм-канала главы Коркино Натальи Лощининой
Как реагировали на события в Коркино блогеры-федералы
Александр Яскевич (блогер Саша Конь, 92,7 тыс. подписчиков в «Телеграме»)
«Если ты родился в девяностые и двухтысячные, то ты не мог не пересекаться с цыганами. Они были везде. У каждого была история, как матушку, тетушку или просто кого-то знакомого нае…ла цыганка. Все знали — «нужен герыч — иди к цыганам».
Затем, в середине двухтысячных, цыганской преступностью начало активно заниматься государство. Я помню, как весь Калининград аплодировал сносу поселка «Дорожный» с ОМОНом и экскаваторами. Уверен, что любой калининградец, росший в те годы, вспоминает это время с улыбкой.
Большая часть цыган в России занимается наркоторговлей. Это не я придумал, это сами цыгане говорят. В классной документалке «Бремя Цыган», например.
И с определенного момента наркоторговля полностью перешла в онлайн. Тем самым цыгане совсем остались не у дел».
Анастасия Миронова (публицист, журналист, 127 тыс. подписчиков в «Дзене»)
«У цыган есть обычай: уголовку они вешают на 1. детей, 2. женщин, 3. инвалидов. Дети-инвалиды идеальный вариант.
Когда табор запирается и говорит, что он сам разберется, это очень часто означает, что табор уходит на совещание: собираются старшие и влиятельные и назначают виновного. Того, кто пойдет отбывать срок.
Между прочим, заметили, как два цыгана, ехавшие в машине и хладнокровно зарезавшие взрослую женщину ножом, превратились в одного подростка-инвалида, которого отец сам привел в полицию? И, какое совпадение, табор запирался и думал! Так крепко думал, что даже отстреливаться пришлось».
Часть цыган сильно вовлечена в различные криминальные схемы
МИХАИЛ МАТВЕЕВ, депутат Государственной думы РФ
— Недавно в Самарской области прошел всероссийский методический семинар по теме реализации комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган. А есть ли вообще возможность как-то решить проблему социализации цыган?
— Мне неизвестны примеры в истории человечества, чтобы какое-то государство в любой период своей истории смогло разрушить автономную общину цыган, которые живут по своим законам и правилам столетиями, если не тысячелетиями. Или смогло хотя бы добиться, чтобы они не штучно, а массово начали учиться, служить в армии, ходить на работу, соблюдать законы, заключать смешанные браки и происходила какая-то ассимиляция.
Цыгане очень сильно держатся за свои начала, независимость, самобытность, и, наверное, это является залогом их выживания в историческом масштабе. Тем более что довольно часто в отношении них проводились репрессии различными государственными режимами. Положа руку на сердце, нельзя сказать, чтобы где-то цыган сильно любили. Хотя сама по себе цыганская музыкальная культура, их песни, зажигательные танцы на определенном этапе стали частью российской, и не только российской, культуры, пусть и в формате шансона.
Разумеется, есть примеры частичной социализации цыган, в частности город Чапаевск, где живет большое число цыган и где, как мне говорят, властям удалось решить, например, проблему посещаемости школы цыганскими детьми. И якобы этот успешный пример привел к тому, что именно в Чапаевске на днях проходил двухдневный семинар, организованный Федеральным агентством по делам национальностей в рамках реализации комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган в РФ.
Но я бы все-таки отметил следующее. Прекрасно, если есть такие планы, в рамках этих планов осваиваются бюджеты и проводятся какие-то мероприятия. Но людей в первую очередь интересуют вопросы безопасности. К сожалению, и в моем избирательном округе, в селе Кротовка Кинель-Черкасского района, поступают жалобы от жителей на соседство табора. И если посмотреть по статистике судебного департамента, если посмотреть криминальные сводки и данные из открытых источников по разным регионам РФ, то везде мы наблюдаем такую ситуацию, что некоторые цыгане, к сожалению, сильно вовлечены в различные криминальные схемы, в том числе мошенничества с маткапиталом на нерожденных детей, как это было в Самарской области, торговлю наркотиками и так далее.
Я не знаю, какой процент цыган служат в армии или работают за пределами этнического семейного бизнеса. Вот просто ходит на работу куда-то. Наверное, существуют какие-то такие примеры, но мне они — увы — неизвестны. И еще раз подчеркну: не о самобытности кочевой культуры или обычаев речь — наших людей в первую очередь интересует безопасность. А мы в последнее время, к сожалению, наблюдаем определенную тенденцию, что не только среди мигрантов из Средней Азии и Закавказья стала проявляться определенная дерзость в поведении, но и со стороны цыган тоже. Хотя кое-где в России они живут еще с дореволюционных времен и, казалось бы, должны хорошо понимать настроения людей, в отличие от приезжих. Я имею в виду не криминальный бизнес в данном случае, а бытовую агрессию в отношении местного населения. К сожалению, такие факты есть.
Например, история, которой я занимался, — об избиении сына участника СВО в Новокуйбышевске в результате дорожного конфликта. Нападавшие изначально были приняты за мигрантов, но затем, по крайней мере один из них, как мне сообщают, оказался представителем кочевого народа, как раз из Чапаевска. Не знаю, относятся ли данные лица к социализированной части цыганской общины или к несоциализированной, мне трудно сказать.
— В связи с недавним инцидентом с участием цыган в Коркино вы в соцсетях написали, что рейды силовиков должны проходить не только в Челябинской области, но и по всей стране, и лишь тогда будет воспитательный эффект. Почему?
— Потому что цыганские общины имеют закрытую трайбалистскую структуру, в которой распространение информации идет внутри. И если где-то нельзя, а где-то можно, то это не работает. Они просто снимаются с одного места и едут в другое. А надо дать понять, что так нельзя нигде. Поэтому, на мой взгляд, воспитательный эффект от силового мероприятия, как то, которое прошло в Челябинской области после убийства цыганом женщины-таксиста, был бы намного больше и лучше, если бы такого рода рейды были проведены по местам компактного проживания цыган. Если где-то происходит криминальный инцидент с участием цыган и там провели зачистку правоохранители, это на всех остальных никакого впечатления не произведет. А вот если везде прошел каток и объяснили и молодежи, и «баронам» этим, что если еще что-то подобное произойдет, то будут очень жесткие меры, — вот тогда это будет иметь воспитательный эффект, возможно, превышающий результаты госпрограммы по социально-культурному развитию цыган в РФ.
— Наталья Эльдарова