Второй фестиваль «Шостакович. XX век» обещает даже искушенным зрителям насыщенную программу, открывающую музыку и личность композитора с новых сторон.
В нее включены произведения не только Дмитрия Шостаковича, но и его современников, учеников, в том числе редко звучащие сегодня. Такая коллекция позволит прочувствовать музыку и искусство ХХ века, понять их внутренние связи и влияние на нынешнее время.
Организаторам первого фестиваля в полной мере удалось показать, насколько многогранна была деятельность Дмитрия Шостаковича. В программу 2021 года вошли произведения таких разных жанров, как симфоническая и камерная музыка, оперные и балетные постановки, музыка к кинофильмам, произведения для сольных инструментов, вокальные циклы. Однако даже такой богатой программой исчерпать знакомство с творчеством Дмитрия Шостаковича невозможно, и новый фестиваль тому подтверждение.
Пройдет этот музыкальный форум на трех площадках с 23 сентября по 2 октября. Основной станет сцена организатора — театра Шостакович Опера Балет (Самарский академический театр оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича). Концерты пройдут также в Самарской и Тольяттинской государственных филармониях. Свои выступления каждый коллектив и артист подготовили специально для этого фестиваля.
Шостакович Опера Балет откроет фестиваль в эту пятницу премьерой «Москва, Черемушки». Это оперетта — единственная в творчестве Дмитрия Шостаковича. Ее авантюрный сюжет основан на теме масштабного переезда москвичей из коммуналок в собственные новые квартиры в 1950-60-х гг. Композитор написал для нее очень яркую, запоминающуюся музыку, которая быстро увлекла не только советские театры. Разумеется, сейчас сюжет этой оперетты воспринимается иначе, чем тогда, что усложняет ее постановку сегодня. «Эту оперетту трудно поставить так, чтобы это было интересно, злободневно, зацепив все скрытые смыслы, — говорит худрук и главный дирижер оперного Евгений Хохлов. — Но я уверен, что у нас все получится».
На фестивале театр представит также программу «Самара Шостакович Балет I». Это балетный дивертисмент, одноактный балет «Фортепианный концерт» (номинант «Золотой Маски»-2012) и балет «Ленинградская симфония» на музыку знаменитой Седьмой симфонии.
На фестивальной сцене Самарской филармонии выступят итальянская виолончелистка Мириам Пранди и академический симфонический оркестр под управлением Филиппо Десси. Это будет программа из произведений Шостаковича и его современников — итальянских композиторов Джан Франческо Малипьеро и Луиджи Даллапикколы, американца Чарльза Айвза.
Тольяттинский симфонический оркестр под управлением Федора Леднева, дирижера musicAeterna, исполнит музыку Мечислава Вайнберга — близкого друга Шостаковича.
Фестиваль позволит увидеть и услышать коллективы из других регионов. Девятая симфония Шостаковича и произведения его современников Виссариона Шебалина и Эрвина Шульгофа прозвучат в исполнении оркестра Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина La voce strumentale. За пульт встанет известный далеко за пределами России скрипач, певец и дирижер Дмитрий Синьковский.
Вечер балетов на музыку одного из самых исполняемых российских композиторов Леонида Десятникова представит «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга. Этот коллектив уже знаком самарской публике по региональной «Золотой Маске», состоявшейся этой весной. А на фестивале они покажут L.A.D — юбилейное посвящение Десятникову, который написал музыку не для сцены, но четыре хореографа поставили на нее спектакли.
«В целом это будет очень интересная, необычная программа, которая сделана настолько хорошо, что даже самым неискушенным слушателям доставит огромное удовольствие. Она знакомит публику не только с наследием великого композитора, но и выстраивает интересные связи в музыке ХХ века», — говорит министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш.
Для лучшего понимания этих связей в фестивальную программу включены и синтетические проекты. Так, квартет солистов московского OpenSound orchestra исполнит струнные квартеты Дмитрия Шостаковича, Александра Мосолова и Александра Локшина. А известный художник и искусствовед Дмитрий Гутов присоединится к коллективу с истолкованием сложных взаимоотношений академической музыки и визуальных искусств в 1920-60-е годы.
Евгений Хохлов говорит, что есть уже планы и на следующие фестивали, замечая: «У этого проекта колоссальная перспектива, и мне интересно — каким будет третий фестиваль, каким будет четвертый. Я верю, что для него нет границ».
Вы видите только часть материала. Разблокируйте безлимитный доступ ко всем статьям свежих номеров и архива за 25 лет!
Это премиум-материал. Подпишитесь, чтобы прочитать статью.
Подписаться
Получите доступ ко всему контенту!Публикации свежих номеров и архив из более 120 тыс статей "Самарского Обозрения" и "ДЕЛА" с 1997 года