Экспериментальная арт-площадка Victoria Underground самарской художественной галереи «Виктория» завершает 2 февраля необычный проект из серии перфомансов «Застолье» (18+).
Пространство «Виктория Андерграунд» самарской галереи «Виктория», основанной известным самарским и российским бизнесменом Леонидом Михельсоном, открылось два года назад как площадка для локального и экспериментального искусства.
В середине прошлого года Victoria Underground объявила о трансформации в новом формате под названием «Подвальное помещение свободного назначения», заявленном как «обнуление» пространства галереи, которое, по словам организаторов, «пусть и на кроткое время может стать домом для странных и непредсказуемых вещей».
В попытке осмыслить «андеграунд» в контексте пространства и культуры «подвал» галереи «Виктория» видится создателям как «теневая зона, убежище, маргиналия, тайное пространство, вертеп. Подвал как зона свободы, не-место, дом вне дома».
6 января нынешнего года в Victoria Underground стартовал необычный проект серии перфомансов под названием «Застолье». «В экзистенциальном смысле стол является местом ритуала, пространством коллективности и со-переживания, и через присутствие вместе, за одним столом, мы хотим задаться вопросом: что мы переживаем здесь и сейчас? Для чего мы собираемся вместе?», — так в галерее «Виктория» представили свой постновогодний проект зрителям, каждый из которых мог стать гостем «за столом».
Вместе с приглашенными участниками «Застолья» — художниками, артистами, танцорами — пять перфомансов,» как своего рода бесконечное новогоднее застолье, растянувшееся на четыре недели и целую серию событий — концертов, перформансов и интерактивных выставок» — стали более чем оригинальными «блюдами» на «столе» самарского андеграунда.
В необычной выставке начиная с 6 января приняли участие художники Снежана Михеева (слезы художника» женщины — матери, хозяйки, жены, дочери, любовницы, главным «блюдом» перфоманса стал лук), Анастасия Альбокринова (в перфомансе «размышление о феномене памяти» и смерти главным блюдом стала поминальная кутья) и Максим Молох (художник «разделал» и «съел» вместе со зрителями главное животное своего творчества — антилопу»).
29 января свое «Застолье №4» в Самаре представляла молодая московская художница Ксения Тимофеева. Самарская публика наблюдала за дружеской встречей, на которой исполнители громко резали огурцы, гранат, готовили вместе салат и угощали зрителей. Любой хруст и чавканье передавалось через микрофон на колонки так, чтобы был отчётливо слышен каждый звук.
Темой перфоманса стала идея «витализма, общей энергетической единицы, что присутствует во всем живом, а также пищи как средстве коммуникации», а звуки, производимые при поглощении пищи, «становились материалом соматического исследования и основой художественного действия». Ужин состоял из совместного приготовления двух блюд салата и лимонада.
2 февраля, в четверг, «Застолье №5» (возрастное ограничение 18+) станет финалом проекта «Застолье», а организаторы уже объявили о сюрпризе. Это будет своего рода «десерт» от самарского художника Олега Захаркина, который проведет перформанс «Колор-фуршет + 0 калорий» с «интерактивным сеансом дерзкой живописи, в котором смогут поучаствовать все зрители уже не в качестве наблюдателей, а как художники».
— Максим Заикин