Лишь в нескольких городах России в настоящее время имеется работающее метро.
И только в одном российском метрополитене — Самарском — существует станция, самим названием связанная с великим подвигом советского народа. О создании одного из самых красивых элементов метро областной столицы рассказал автор проекта станции «Победа», заслуженный архитектор России Алексей Герасимов.
— С чего начинался процесс разработки проекта станции метро «Победа»?
— Разработку технических проектов Куйбышевского метрополитена тогда поручили Горьковскому институту «Горьковметропроект». Но помимо технических решений надо было еще создать архитектурный облик станций. И вот это уже поручили местным специалистам из «Куйбышевгражданпроекта». Естественно, начался такой переполох небольшой. Все обрадовались, потому что на архитектурные решения станций городские власти решили провести конкурс. Обязали участвовать все строительные институты города. В конкурсе тогда приняли участие лучшие архитекторы, лучшие преподаватели вузов.
— Были ли сложности при разработке первых эскизов архитектурного облика станции?
— Уже на этом этапе станция «Победа» выделялась среди остальных. Прежде всего тем, что только она и «Кировская» были станциями односводчатого типа, а не типовыми — с плоским перекрытием и железобетонными колоннами. А кроме того, на конкурс было представлено сразу четыре архитектурных проекта «Победы». И ни один из них на первом этапе так и не был официально утвержден. Работали мы очень активно, где-то с месяц. Конкурс проводили в Москве. И получилось так, что проекты всех остальных станций были более-менее одобрены. Высказывали замечания, что-то где-то нужно там исправить или доработать. Но в целом — утвердили. А вот по станции метро «Победа», где вместо двух вариантов представили четыре, ни одно из решений окончательно одобрено и утверждено не было. Хотя мой и еще один проект при обсуждении отметили.
— Однако, в конце концов, ставку сделали именно на ваш проект. Чем он кардинально отличался от других?
— Вернувшись в Куйбышев, я размышлял, что можно еще придумать — и вспомнил, что в нашем городском ЗАГСе мы применяли цветное стекло, витражи. Подумал — почему же метро у нас делают так просто, с колоннами и плоским перекрытием. Почему там не делают витражи? А куда их поставить? И вот, посоветовавшись с конструкторами, я решил рискнуть: формально сократил длину посадочного зала и на каждом его торце выпустил консоли, на которых будут стоять витражи. Это показалось всем очень необычным и понравилось конкурсной комиссии.
— А когда проект уже утвердили, кто помогал разрабатывать финальный облик станции «Победа»?
— Витраж в окончательном виде мы делали вместе с заслуженным художником РСФСР Кузнецовым. Витраж по размерам получился относительно небольшой, поэтому сделать там, например, изображение героев войны, использовать какую-то боевую тематику — не получалось. Не хватало размера. Поэтому мы предпочли выполнить витраж в салютной тематике. Сохранить веселую и динамичную гамму, как будто там салют взрывается. Потом был художник Куклев. Его я привлек к работе, потому что у меня в проекте на боковых стенах предусмотрен орден Победы. Раз станция — «Победа», подумал я, то надо обязательно сделать там ордена. Мы вместе с Куклевым разрабатывали формы для их отливки.
— Где изготавливали конструкционные элементы станции? С какими трудностями пришлось столкнуться?
— На моторостроительном заводе имени Фрунзе отливали декоративные ордена для украшения стен. На авиационном заводе создавались каркасы арок для свода станции и люстр. А на заводе имени Масленникова готовили стальные формы для отливки хрустальных элементов люстр, которые затем производились в Никольске Пензенской области. Городские власти нам кругом помогали. Никаких препятствий нам не было, нас везде ждали. И еще я восхищался тем, что чиновники, так же как и я, вели авторский надзор непосредственно во время строительства. Где-то что-то не получалось, где-то нарушалась конструкция — сразу подключали заводы делать необходимые дополнительные элементы.
Поэтому мы с представителями администрации встречались на стройке. А ведь этот авторский надзор вести было сложно. Не все еще было закончено, грунтовая вода где-то все равно иногда пробивалась. Работа была тяжелая, везде грязно и сыро, все ходили в резиновых сапогах.
— Как вы оцениваете дальнейшие перспективы самарского метро с учетом современного развития города?
— Нам нужно метро, крайне нужно. И его необходимо продолжать строить, несмотря ни на какие перипетии. Конечно, начинать все-таки стоило от железнодорожного вокзала — потому что именно он является основной точкой притяжения пассажиропотоков города. И вообще имеет колоссальное значение — находится на одной из главных российских магистралей, проходящей через Волгу по Сызранскому железнодорожному мосту. И в будущем обязательно нужно довести метро до вокзала. Для этого требуется только финансирование. Сами-то по себе станции, особенно с каркасом и плоским перекрытием, — достаточно просты в проектировке, решения там все давно отработаны. Поэтому я надеюсь, что метро у нас достроят. Нам нужны новые красивые станции.
— Роман Щерба