Содержание
Каков литературный ландшафт современности? С одной стороны, существует постмодерн, с другой — классические тексты, с третьей — совмещение авторского вымысла и реальной истории. И это далеко не все.
В рамках очередной встречи пятого сезона просветительского проекта «Химия слова», организованного ПАО «ТОАЗ», о многообразии вселенных авторов современных литературных произведений рассказал филолог, старший преподаватель РАНХиГС, ведущий радиостанции «Серебряный дождь», бизнес-лектор, просветитель Леонид Клейн.
Что это вообще такое — современная русская литература?
1 Премьера
Леонид Клейн — один из постоянных спикеров интеллектуального клуба «Химия слова», он принимал участие во всех пяти сезонах мероприятий городского лектория в ДК Тольяттиазот. Его лекции о литературе популярны на YouTube-канале Тольяттиазота.
По словам Юлии Петренко, заместителя генерального директора компании по связям с общественностью, больше всего постоянных слушателей лекций «Химия слова» именно на встречах клуба, посвященных литературе.
«Мне нравится, что есть люди, которые вошли во вкус и стали нашими постоянными зрителями, — говорит Юлия Петренко Oboz.info. — Каждый сезон мы рассматриваем литературу с разных ракурсов. Совершенно неожиданно у нас появился целый цикл лекций, посвященных ей. Например, сегодня выступает Леонид Клейн, вскоре Александр Колмановский будет рассматривать сказки с точки зрения психологии, после будем говорить о скандалах в классической литературе».
В клубе «Химия слова» уже много говорили о классической, о детской литературе, но о современной литературе Леонид Клейн впервые говорил на прошедшей февральской встрече пятого сезона. «Можете считать, что у нас состоялась премьера», — шутит Юлия Петренко.
Леонид Клейн также выступил за новизну в общении во время каждой встречи интеллектуального клуба ПАО «ТОАЗ».
«Я всегда даю на «Химии слова» новые темы. Конечно, о некоторых романах я говорил, отвечая на других лекциях на вопросы из зала, поэтому повторения возможны, — комментирует Клейн Oboz.info. — Однако еще в прошлом году, когда проходили мои лекции, «Вечная мерзлота», например, еще даже не была написана. Этот роман взорвал читательское сообщество, поэтому заявленную мной нынешнюю тему можно считать абсолютно новой».
Так о чем же шла речь в лекции о современной литературе? Можно дать небольшой спойлер: о том, как выросло мастерство писателя.
Условно, сорок лет назад было невозможно писать так, как пишут современные авторы сейчас. «Я против мысли о прогрессе литературы, — говорит Леонид Клейн, — но некоторые вещи видны: авторы сегодня могут свободно фантазировать, монтировать, совмещать вымысел и реальность. Для них это уже не поле эксперимента, а рутинная творческая практика».
Иллюстрировать этот тезис могут многие современные литературные произведения. Например, три текста, обсуждаемых на встрече клуба «Химия слова»: «Лесков. Прозеванный гений» Майи Кучерской, «Вечная мерзлота» Виктора Ремизова и «Грифоны охраняют лиру» Александра Соболева.
2 Обращаясь к прошлому
«Автор книги «Лесков. Прозеванный гений» — профессор Высшей школы экономики, талантливая писательница Майя Кучерская», — рассказывает Леонид Клейн тольяттинской публике. В течение одиннадцати лет Майя Кучерская писала биографию великого русского писателя Николая Лескова, которая стала основой «Прозеванного гения». Это произведение стало финалистом премии «Большая книга».
Леонид Клейн предвидит неизбежно возникающий вопрос аудитории: почему как исключительный пример высокой современной литературы лектор приводит не художественное, а документальное произведение. Что происходит?
Как только современный писатель создает книгу о Николае Лескове, он (Лесков) сам становится современным писателем. «Он буквально, словно файл на компьютере, перетаскивается из XIX в XXI век, — поясняет Клейн. — Дело даже не в том, что такую полную биографию Лескова раньше никто не делал. Важно то, что Кучерская написала книгу, которую невероятно интересно читать, из-за чего в настоящее время актуализируется образ Лескова и контекст вокруг него».
Каким образом эта книга, казалось бы, обычная биография, попала на литературную премию? Это происходит благодаря тому, что кто-то ее прочел и увидел в ней важные проблемы нашего времени, проблемы современности.
«То, что называют современной литературой, может быть написано и в качестве биографии известного писателя, классика, но быть по-своему «перенесено» в современность, — утверждает Леонид Клейн. — Авторы почти всегда обращаются к прошлому и могут своеобразно обходиться с ним».
3 Разрывая шаблоны
«Роман Виктора Ремизова «Вечная мерзлота» — это реалистическая проза на 800 страниц. Кстати, произведение Ремизова тоже стало финалистом «Большой книги», — рассказывает Леонид Клейн.
Особенность книги в том, что автор очень интересно оформляет собственный внутренний заказ. Он посвятил книгу сыну, а не «семидесятилетним», как выразился сам Ремизов, что уже демонстрирует интересный посыл.
Сюжет романа такой: в конце 40-х годов Иосиф Сталин задумал построить огромную железную дорогу до Баренцева моря. Это был мощный проект, если судить по информации из официальных документов. Однако он полностью провалился, прежде всего, экономически. Ничего не построили, но были загублены тысячи человеческих жизней.
«Почему тогда не смогли построить эту дорогу?» — хороший вопрос, который автор книги разбирает очень подробно, — заостряет внимание слушателей Леонид Клейн. — Автор разбирает многоуровневую технологию вранья каждого следующего начальника, руководящего работами по постройке железной дороги. Все боятся докладывать о реальной ситуации, даже тот начальник, который должен выступать перед Сталиным. Поэтому постоянно накручивались цифры, а в итоге оказалось, что вместо 300 километров дороги построено 15».
Можно сказать, что это очередной роман о сталинизме, что это избитая тема. Однако лектор не признает такую характеристику произведения корректной.
«Нам всегда хочется повесить ярлык на произведение, засунуть в какую-то ячейку. На самом деле подобное деление есть только в наших умах. В нашем конкретном примере отнести книгу в раздел «очередной роман об ужасной жизни при Сталине» нельзя», — убедителен в общении с аудиторией Леонид Клейн.
«Когда автор подходит к описанию событий, он не создает большой идеологический текст, — рассказывает лектор. — В произведении, прежде всего, участвует огромное количество героев, и каждый смотрит на различные события по-своему. Иными словами, что делает Виктор Ремизов? Он ставит фон в виде последней сталинской стройки. А на переднем плане — история любви, человеческих судеб».
Роман Ремизова характеризуется Леонидом Клейном как глубокое погружение в недавнее прошлое, наблюдение за ним без продвижения определенных взглядов на мир. Еще один вид взаимодействия с прошлым.
4 Альтернативная реальность
«Грифоны охраняют лиру» — это дебют Александра Соболева. Это произведение — рассказ об альтернативной реальности. Какой была бы русская история, если бы в Гражданской войне победили «белые», — рассказывает Леонид Клейн.
Подобные сюжеты — один из излюбленных современными авторами способ взаимодействия с прошлым. В произведении описываются 1960-е годы, однако с условием, что за несколько десятилетий до этого «красные» не выиграли Гражданскую войну.
«В какой-то мере этот текст — «снос башки», — откровенен с аудиторией Леонид Клейн. — Однако произведение даже не дает ответ, была ли Вторая мировая война в этой альтернативной реальности. Для него это не так важно. Главное то, что была революция, была гражданская война, но победила другая сторона — как это отразилось на последующих событиях, на обществе, на жизнях людей. Параллельно разворачивается личная история: человек ищет отца».
Около ста лет назад Аксенов написал повесть «Крым». Это был знаменитый текст, можно даже сказать, памфлет той же направленности — альтернативная реальность. Это было оправдано.
Александр Соболев — филолог и исследователь русской литературы XX века. Сейчас, в 2021 году, Александр Соболев пишет роман, полностью меняя исторический контекст. Резонный вопрос: зачем?
«Во-первых, литература никогда не пишется «зачем» — она пишется «почему», — отвечает на этот вопрос Леонид Клейн. — Человек хочет писать, и он пишет. Во-вторых, я хочу обратить ваше внимание на то, что для написания такого произведения, как «Грифоны охраняют лиру», нужно выполнить несколько условий. Например, дождаться, чтобы прошло достаточно времени, и с историей можно было бы поиграть».
Такая игра, по мнению лектора Клейна, альтернативная версия событий, может стать фоном, благодаря которому читатель получает возможность лучше понять реальную историю.
Увлекательный диалог Леонида Клейна с гостями интеллектуального клуба «Химия слова» о современной литературе в целом укладывался в весьма обнадеживающее резюме: современная русская литература чрезвычайно многообразна. Есть такие писатели, которые за одним столом, беседуя между собой, не признают друг друга деятелями литературы. В современной русской литературе уживаются очень разные способы использования языка.
«В целом русская литература сейчас в каком-то смысле переживает расцвет», — уверен Леонид Клейн.
— Марина Ярцева