В Самаре в очередной раз перенесли открытие филиала Третьяковской галереи в здании фабрики-кухни.
Амбициозный проект, уже поглотивший миллиардные ассигнования, столкнулся с очередными трудностями по вине подрядчика — подконтрольного Министерству культуры РФ АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление», которое не успевает завершить реконструкцию памятника культуры в установленные сроки. Тем не менее неоднократные срывы графика, похоже, не сулят никаких проблем ни заказчику, ни подрядчику.
О том, что открытие филиала Третьяковской галереи в Самаре снова переносится, теперь уже на неопределенный срок, в начале минувшей недели объявили заместитель министра культуры РФ Надежда Преподобная и депутат Госдумы Александр Хинштейн в эфире ГТРК «Самара». Накануне они посетили фабрику-кухню, здание которой приспосабливается под будущий филиал, и пришли к выводу, что подрядчик реставрационных работ не успевает завершить их до конца года. Работы «выполнены на 97%», но закончить их в оставшийся период будет тяжело, признала замминистра. Стало быть, до конца 2023 года, как громко анонсировалось еще весной, самарская Третьяковка точно не откроется.
Скорее всего, не откроется она и в начале 2024-го. Ожидается, что работы будут продолжаться в январские праздники и только после этого подрядчики покинут объект, а музейщики смогут приступить к работе (но это не точно). Ради этого даже отменены новогодние мероприятия внутри фабрики-кухни, чтобы не мешать реставрации (их вынесут в сквер и парк, расположенные рядом со зданием). Однако для создания необходимого микроклимата, соответствующего требованиям для экспонирования живописи, потребуется примерно полтора-два месяца. «Надо понимать, что от момента завершения строительных работ должно пройти еще время, чтобы климат отстоялся, — и в холодное, и в теплое время года. До этого момента нельзя ввозить картины в здание. Такова музейная технология», — поясняют специалисты.
По словам Александра Хинштейна, работы на объекте идут полным ходом, но, «увы, не так скоро, как хотелось бы». «С сожалением должен констатировать, что соблюсти те сроки работ, которые мы объявляли ранее, не получается. Это происходит по разным причинам. Я не хочу оправдываться, мне, правда, стыдно перед самарцами за то, что этот долгожданный, важнейший для региона проект до сегодняшнего дня не завершен. Единственное, что хочу сказать в нашу общую защиту, — объект, правда, очень сложный, еще совсем недавно он лежал в руинах.
В нем постоянно вскрываются новые подводные камни, новые проблемы, о которых проектировщики на старте не знали. Приходится погружаться до мелочей», — пояснил «СО» Хинштейн, сообщив о создании штаба по ускоренному завершению реконструкции фабрики-кухни, чтобы «эти мелочи находились на постоянном федеральном контроле». Члены штаба будут проводить еженедельные совещания и сверять выполнение графика работ. Кроме того, Александр Хинштейн пообещал, что постарается лично приезжать на фабрику-кухню каждую неделю.
Штаб будет работать до ввода здания в эксплуатацию. Но когда конкретно это произойдет, никто прогнозировать не берется. «Будем стараться все рабочие вопросы снять максимально оперативно», — сообщила Надежда Преподобная. «Не буду называть точную дату открытия. Потому что уже несколько раз ее переносили», — сказал Александр Хинштейн. Тем не менее он заверил, что первая выставка филиала Третьяковской галереи в Самаре состоится весной 2024 года.
Эксперты признают, что самарская фабрика-кухня с учетом того, что это памятник культурного наследия федерального значения, — объект действительно сложный. «Музейные здания — очень сложные механизмы, которые должны быть готовы не только принимать и радовать своих гостей, но и обеспечивать сохранность экспонатов. К сожалению, именно поэтому часто создание или реконструкция музеев растягивается на длительное время», — указывает заместитель председателя регионального отделения ВООПИиК, директор музея им. П.В. Алабина Андрей Кочетков. При этом никто из экспертов не готов даже предположить, в чем суть «новых подводных камней и проблем», о которых упомянул Александр Хинштейн. Не в курсе причин срыва графика работ оказался и директор самарской Третьяковки Михаил Савченко.
Прояснить ситуацию по запросу «СО» не смогли ни заказчик реставрационных работ — Минкультуры России, ни подрядчик — подведомственное министерству АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (АО «МНРХУ»). В федеральном ведомстве вообще, похоже, заняли на этот счет довольно толерантную позицию. «Никакой проблемы в том, что реставрационные работы задерживаются, нет. Это стройка, такое бывает. Я не считаю сложившуюся ситуацию критичной», — сказал «СО» начальник отдела контроля за оборотом и сохранением культурных ценностей департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Дмитрий Лакоценин.
АО «МНРХУ» проводит реконструкцию здания фабрики-кухни с 2020 года, тогда как контракт стоимостью 1,38 млрд рублей компания получила в конце 2019-го. Средства на реставрацию выделяются из федерального бюджета. За это время подрядчик не раз отставал от сроков. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в первоначальном варианте контракта срок выполнения работ устанавливался до 29 октября 2021 года. Кроме того, АО, по всей видимости, ненадлежащим образом исполняет свои обязательства. По данным сайта госзакупок и системы «СПАРК-Интерфакс», с 2020 года подрядчику начислено как минимум восемь штрафов на общую сумму 5,64 млн рублей. Последний — в октябре 2023-го — в размере 100 тыс. рублей. Тем не менее сейчас контракт значится исполняемым, срок исполнения — 31 декабря 2024 года. В карточке контракта на портале «Госзакупки» указано, что подрядчику уже перечислено 1,17 млрд рублей при фактически исполненных работах на сумму в 1,03 млрд.
У фабрики-кухни есть еще один подрядчик — ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП «ЦНРПМ»), также подведомственное Министерству культуры РФ. В апреле 2022 года с ним был подписан контракт на продолжение проведения реставрационных работ на фабрике-кухне. При этом цена контракта к концу прошлого года выросла более чем в два раза — с 570 млн рублей до 1,2 млрд. А сейчас, по данным сайта гоcзакупок, она составляет и вовсе 1,3 млрд рублей. Как гласит одно из допсоглашений — «в связи с изменением видов и объемов работ». Срок исполнения контракта — 30 декабря 2024 года. По нему уже фактически оплачено 1,07 млрд рублей при исполненных работах на сумму 707,5 млн рублей. Никакой информации о неустойках и штрафах по этому контракту нет.
«По закону за срыв сроков должен отвечать подрядчик, — указывает юрист, директор ООО «Правовое поле» Эльнур Гамбаров. — В случае нарушений подрядчик может быть внесен в список недобросовестных контрагентов и подобные заказы ему больше выдаваться не будут». По мнению эксперта, то, что сотрудничество с подрядчиком продолжается, несмотря на неисполнение сроков, может быть связано с тем, что, возможно, ему просто нет альтернативы. «Некоторые работы настолько сложны и технически, и исторически, и архитектурно, что часто возникают ситуации, когда подрядная организация, которая готова выполнять эти работы и имеет соответствующий объем оборудования, навыков и специалистов, может быть только одна. Поэтому с ней и приходится вынужденно продлевать контракт», — полагает Гамбаров.
Как строили долгострой
Здание фабрики-кухни было построено в 1932 году для завода им. Масленникова по проекту архитектора Екатерины Максимовой. Если посмотреть на него сверху, то можно увидеть, что объект представляет собой серп и молот, являясь образцом советского конструктивизма. В 2016 году здание получило статус объекта культурного наследия федерального значения, тогда же его начали реставрировать в первый раз, но оно стало выглядеть еще хуже и оказалось на грани обрушения. В 2017 году контракт с подрядчиком — ООО СК «ЭТС» из Санкт-Петербурга — расторгли, а реставрационные работы приостановили.
Решение разместить в здании фабрики-кухни филиал Третьяковской галереи приняли в 2018 году, а в 2020-м реставрация объекта началась заново силами АО «МНРХУ». Тогда же было обещано, что уже в мае 2022 года все будет готово и музей откроется для публики. С тех пор сроки неоднократно сдвигались. С мая 2022-го — на первый квартал 2023 года, потом на октябрь 2023-го. В ноябре этого года руководитель департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Елена Харламова сообщила, что самарская Третьяковка откроется в начале 2024-го, причем дату открытия перенесли и для филиала в Калининграде. Теперь же, судя по всему, сроки смещаются как минимум до весны 2024 года. Но, вероятно, и это совсем не конец.
АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН, депутат Государственной думы РФ
Работы на объекте идут полным ходом, но, увы, не так скоро, как хотелось бы. С сожалением должен констатировать, что соблюсти те сроки работ, которые мы объявляли ранее, не получается. Это происходит по разным причинам, и в течение нескольких часов за закрытыми дверями шло очень горячее совещание, где стороны не сильно стеснялись в эмоциях. Я не хочу оправдываться, мне, правда, стыдно перед самарцами за то, что этот долгожданный, важнейший для региона проект до сегодняшнего дня не завершен. Единственное, что хочу сказать в нашу общую защиту, — объект, правда, очень сложный, еще совсем недавно он лежал в руинах.
В нем постоянно вскрываются новые подводные камни, новые проблемы, о которых проектировщики на старте не знали. Приходится погружаться до мелочей, и теперь, чтобы эти мелочи находились на постоянном федеральном контроле, мы создаем штаб и будем еженедельно проводить совещания. Я также каждую неделю буду стараться приезжать на фабрику-кухню сам или связываться с коллегами в режиме ВКС. После того как строители уйдут с объекта, потребуется еще полтора-два месяца, чтобы установить там соответствующий климат, не говоря уже о вопросах, связанных с безопасностью.
Хотя нам помогают и дают зеленый свет, необходимо совершить определенный набор действий. Деньги на все работы есть в полном объеме, дефицита в средствах нет, число работников на объекте будет увеличено, и работать они будут в том числе в праздничные дни.
АНДРЕЙ КОЧЕТКОВ, заместитель председателя Самарского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), директор ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина»
Как и многие, я очень жду открытия Третьяковки в Самаре. Но готов подождать еще, лишь бы все получилось правильно. Музейные здания — это очень сложные механизмы, которые должны быть готовы не только принимать и радовать своих гостей, но и обеспечивать сохранность экспонатов. К сожалению, именно поэтому часто создание или реконструкция музеев растягивается на длительное время. И не только у нас. Например, Новый музей в Берлине воссоздавали более 10 лет, а на реконструкцию закрывшегося недавно Пергамского музея сразу заложили целых 15. Строительство здания Ленинского мемориала, в котором сейчас располагается наш музей, при всей важности темы для властей и практически всесоюзного статуса стройки, заняло восемь лет с момента установки первой колонны до открытия для посетителей.
Третьяковка, насколько я знаю, должна стартовать с большой выставки, где будут представлены работы художников первого порядка из коллекции галереи. А это обязывает особенно внимательно подойти к климатическим условиям в здании, чтобы не нанести ущерб шедеврам. Изучение и настройка климата — это тоже время, и немалое. Не хочется ждать полноценного открытия фабрики-кухни еще десятилетие, но это тот случай, когда все же разумно запастись терпением.
ВЯЧЕСЛАВ ЯБЛОКОВ, управляющий партнер АБ «Яблоков и партнеры»
Стоит понимать, что в рамках строительных работ периодически возникают так называемые скрытые работы, на исполнение которых требуется продление сроков и дополнительное финансирование. Если подобные обстоятельства действительно возникли, то это может оправдать задержки. В случае возникновения дополнительных работ, которые нужно проводить, подрядчик составляет с заказчиком соответствующий акт, после чего обсуждается вопрос дальнейших действий. Так как невыполнение тех или иных работ может повлиять на ход реконструкции в принципе. И поскольку это влияет на сроки исполнения целого комплекса работ, может быть заключено дополнительное соглашение о продлении сроков.
МИХАИЛ САВЧЕНКО, директор филиала Государственной Третьяковской галереи в г. Самаре
Мы просто пользователи. Заказчиком выступает Министерство культуры России, а мы подробностей, касающихся задержек реставрационных работ, не знаем. Насколько мне известно, там несколько подрядчиков. Однако деталей договора мы не знаем. Но очень ждем, когда же сможем приступить к открытию филиала Третьяковской галереи.
ЭЛЬНУР ГАМБАРОВ, директор ООО «Правовое поле»
Причины отставания от сроков могут быть как субъективными, так и объективными. Объективными причинами можно считать, например, удорожание стройматериалов или нарушение поставок, связанное в том числе с введением санкций.
— Кирилл Биджанов, Анна Майер