Как сказал один человек, впервые посетивший Тольятти в 90-е годы прошлого века — люди у вас интересные, красивые, а город скучный. Удивительное несоответствие. Будто в березовой роще, где не остановишься, куда не взглянешь — одни березы. Рядом березы, чуть поодаль березы, горизонт… одни березы. Дерево само по себе неплохое, но это мерцающее однообразие угнетает безысходностью и скукой.
Так и ваш город — везде одни и те же коробки, одной цветовой гаммы, непременно прямоугольной формы. Слева одна коробка, справа другая, горизонта нет — как на складе, все заставлено коробками.
И создаётся впечатление, что коробки, это и есть весь мир, ничего иного просто не существует, не придумано человеческим разумом. Здания — коробки, квартиры — набор комнат-коробок, машины на улице — коробки… если следовать этой логики, то у создавших все это людей голова имеет форму коробки и внутри у неё одни коробки.
А ведь город проектировался и строился как один из лучших образцов Советского Модернизма. Создатели концепции застройки города были награждены Государственной премией в области архитектуры. Главный архитектор Автозаводского района Борис Рубаненко, лауреат Государственной премии СССР, считается специалистом мирового уровня.
Действительно, на территории района есть ряд объектов, которые безусловно можно отнести к шедеврам советского модернизма: кинотеатр «Сатурн», дворец спорта «Волгарь», ДКиТ ВАЗа, Медгородок, бассейн «Олимп»… Грандиозность и своеобразность этих объектов поражает, как впрочем и простота и эффективность транспортных магистралей.
Сколько таких объектов, с десяток!? И всё!? А все остальное прямоугольные коробки жилых домов, которые вряд ли можно отнести к шедеврам модернизма.
Есть ощущение, что чего-то не хватает. Остался не застроенным 32 квартал, огромная территория от «Волгаря» до Волги, ещё куча невнятных пустот. Мы наблюдаем осколки монументальных замыслов ( три скульптуры Андрея Васнецова, Стелла «Радость труда»), слышали о нереализованных проектах (напротив старого торгового центра).
Что-то помешало завершить то, что должно было стать органичной связкой между грандиозными объектами соцкультбыта и жилыми кварталами города. И, судя по всему, нереализованные объекты имели отношение к культуре и досугу населения.
Может ли Модерн быть унылым?! А унылое называться Модерном?!
Что-то здесь не так!
Что необходимо сделать, чтобы тольяттинский Модерн перестал быть унылым?
Мнение опубликовано на личной странице Виталия Вавилина на Facebook