Самарская драма получила шанс завершить чехарду своих руководителей.
Ее директором назначен Сергей Филиппов, который менее трех лет возглавлял театр оперы и балета. Однако драма должна найти еще нового худрука.
И с учетом всей ее предыдущей истории этот процесс не обещает быть простым. Да и переход Сергея Филиппова с поста гендиректора оперного в директора драмы эксперты оценивают неоднозначно.
«Директор сбежал, худрук умер…» Так описывали ситуацию еще несколько дней назад в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького (САТД). После серии кадровых скандалов и кончины после продолжительной болезни худрука Валерия Гришко театр вдруг оказался совсем без руководителей. Остался только главный режиссер Михаил Лебедев, который тут же влип в скандал с невидимой буквой Z, а также и.о. директора Татьяна Коньшина, фото которой даже нет на сайте театра.
Заполнить эту зияющую кадровую дыру бросили бывшего министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, которому пришлось попрощаться с должностью генерального директора ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета» (САТОБ).
24 июня Сергей Филиппов был представлен коллективу САТД министром культуры Самарской области Татьяной Мрдуляш как новый директор учреждения. К своим новым обязанностям он приступит с сегодняшнего дня, 27 июня.
В оперном его обязанности перешли заместителю руководителя САТОБ по экономике и финансам Алексею Орлову.
Источники «СО» утверждают, что должность директора САТД г-н Филиппов мог бы занять еще три года назад, когда было уже практически решено, что он покинет пост министра культуры региона. Фигура директора драмы на тот момент имела особое значение — в преддверии давно запланированной реконструкции драмы, требующей миллиардных вложений.
Однако тогда этой участи Сергею Филиппову удалось избежать, а реконструкция драмы отложилась, в том числе из-за пандемии. И, по всей видимости, раньше 2025 года уже не начнется.
Так во всяком случае говорят источники «СО».
Между тем открытая вакансия директора вскоре стала напоминать ловушку. Что было тому причиной? Болезнь Гришко, который сконцентрировал власть в театре в своих руках после смерти прежнего художественного руководителя театра Вячеслава Гвоздкова?
Или чьи-то интриги внутри театра? Как бы то ни было, но две попытки разных министров закрыть вакансию директора привели к странному развитию событий.
Сначала, в феврале 2020-го, министр Борис Илларионов назначил на этот пост Яну Егорову, которая до декабря 2019 года работала заместителем директора Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке, а до этого была заместителем директора московской «Школы современной пьесы».
Уже в августе стало известно о конфликте между Гришко и Егоровой, который сопровождался слухами о финансовых махинациях. Осенью г-жа Егорова предпочла покинуть театр, но не Самару. Здесь она сейчас реализует собственный проект «РУПОР63», работая одновременно и в Петербурге.
Следующего директора театр ждал еще полтора года. В марте это кресло занял бывший министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский. Но уже через два месяца, едва дав интервью «СО», г-н Торчинский стал фигурантом слухов о своей внезапной отставке.
Сам он вместе с министром Татьяной Мрдуляш их категорически опровергал. И все-таки информация получила официальное подтверждение, только чуть позже — после смерти Валерия Гришко, случившейся 12 мая.
Опять же, только непосредственные участники знают, что в это время происходило в театре, но про Вячеслава Торчинского теперь говорят, что он просто «сбежал».
После такого развития событий вопрос решили радикальным способом — назначение Сергея Филиппова, по сути, было спущено в министерство, и отказаться от такого предложения ни одна из нижестоящих сторон уже не смогла.
В отличие от ситуации трехлетней давности Сергею Филиппову теперь придется решать другие задачи. В 2019 году нужно было думать, как готовить театр к реконструкции, а теперь — искать нового худрука, претендентов на место которого, скорее всего, хватает.
Конечно, согласовывать нового руководителя будет министерство, но решение зависит от того, какие кадры найдет г-н Филиппов. А это значит — быть готовым ко всему. И одновременно — решать заданную министерством задачу «стабилизировать ситуацию и задать правильные векторы дальнейшего развития театра».
Дауншифтинг или не совсем
Новое назначение Сергея Филиппова восприняли по-разному. Одни — как понижение. И даже сыронизировали немного насчет его дальнейших карьерных перспектив, спрашивая, что будет дальше. Театр кукол? Или лишь бы дальше не был сельский клуб?
Другие, напротив, убеждены, что это назначение можно воспринимать как повышение, так как с материально-финансовой точки зрения драма всегда была более выгодным предприятием.
Здание оперного выглядит, конечно, более внушительно.
Зато у драмы посещаемость всегда была выше. И в целом сравнивать два театра — задача во многом неблагодарная. Уступая в одном, каждый театр одновременно выигрывает в другом.
В интервью «Самарскому обозрению» в декабре 2019 года, уже занимая кресло генерального директора оперного, Сергей Филиппов пояснял, что его учреждение проигрывает по финансовой успешности театру драмы, который «всего на треть финансируется из областного бюджета, а две трети зарабатывает сам».
Благодаря этому на свои средства содержит «теремок» и делает спектакли. А из бюджета получает средства только на часть зарплаты.
Оперный театр на тот момент получал субсидию, которая десятикратно превышала субсидию драмы.
И спустя два года попрощался с частью труппы, эти сотрудники предпочли театры в других регионах, где больше платили. Впрочем, в этом году театр получил дополнительные средства из бюджета, чтобы повысить зарплаты артистам.
Оба театра просели финансово и в связи с пандемией, ограничения из-за которой резко понизили посещаемость спектаклей.
Но сейчас все ковидные ограничения сняты, ситуация выправилась.
Одновременно в интервью «СО» г-н Филиппов оговаривал, что в сравнении с драмой коллектив театра оперы и балета «гораздо больше, сложность и стоимость спектаклей выше, да и само хозяйство, содержание здания, работа инженерных служб требует совсем других затрат».
Ведь в таком театре всегда две труппы — оперная и балетная.
Как Машкин стал Z-ускорителем
Назначение нового директора планировалось чуть позже — через неделю, когда свой сезон завершит оперный.
Однако процесс ускорил новый скандал в драме. Выйдя на поклоны в конце спектакля, 81-летний актер Юрий Машкин нарисовал в воздухе букву Z (символ спецоперации на Украине).
После спектакля главный режиссер Михаил Лебедев попросил Машкина такого больше не делать.
Однако тот в ответ пожаловался депутату Госдумы Александру Хинштейну, придя ради этого к нему на личный прием.
Парламентарий описал действия главрежа как запрет на букву Z и начал направлять по этому поводу запросы главе региона и в профильное министерство.
Это побудило их ускорить процесс назначения Филиппова, в патриотизме которого сложно усомниться: на фасаде оперного еще весной были смонтированы буквы V и Z, причем инициатива их установки принадлежала как раз Сергею Филиппову.
Его назначение г-н Хинштейн в своем телеграм-канале прокомментировал словами: «Экс-министр культуры Самарской области Сергей Филиппов экстренно направлен разгребать «авгиевы конюшни» в областном драмтеатре на фоне скандала с запретом буквы Z».
СВЕТЛАНА ЖДАНОВА, ведущая программы «Культпросвет» (ГТРК «Самара»), бывший руководитель управлений Росохранкультуры в Поволжье и Центральном округе:
«Сергей Васильевич — это удачное управленческое решение. У него есть опыт — административный и политический, связи, любовь к театру, понимание особенностей управления творческим коллективом. И еще — много достоинства.
Только вопрос: а что с САТОБ? Как будет решаться кадровый вопрос в моем самом любимом театре?
Правда, что театральная «скамейка запасных» пуста, и не только в Самаре.
Состарился корпус директоров, и трудности с поиском театральных менеджеров испытывают даже московские театры. Что уж говорить о провинции? Это штучный и редкий товар, за которым идет охота. Хороший директор всегда был редкостью. Та же история — и с худруками.
Вспомнила, кстати, сегодня, как Петр Львович Монастырский пытался продвинуть идею объединения дирекций трех самарских театров. Не получилось. Может, сегодня это был бы выход для двух театров?
А Сергей Васильевич сделал свой выбор, приняв вызов. Не знаю, что его подвигло. Надо иметь характер, оптимизм, азарт и уверенность в поддержке, чтобы оставить предприятие успешное и взяться за многострадальное и в известной мере запущенное.
Искренне сочувствую и желаю Сергею Васильевичу сколотить сильную, жесткую команду надежных специалистов-единомышленников. Никогда не пожалеть о решении. И победить».
ТАТЬЯНА МРДУЛЯШ, министр культуры Самарской области:
«Мы все знаем, каких высоких результатов достигла команда театра оперы и балета во главе с Сергеем Васильевичем.
В прошлом году театр выиграл первую в своей истории «Золотую маску», стал лауреатом сразу в трех номинациях VI Национальной оперной премии «Онегин».
Более 15 новых постановок почти за три года работы, гастроли театра в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, возобновление практики выездных мероприятий в города и села Самарской области… Уверена, что на посту директора театра драмы Сергей Васильевич будет также эффективен».
Из выступления перед коллективом Самарского академического театра оперы и балета
ЯНА ЕГОРОВА, руководитель проекта «РУПОР63», директор Самарского академического театра драмы в 2020 году:
«Я считаю, что это очень правильное назначение. Сергей Васильевич справится, безусловно.
Он очень эффективный руководитель. Думаю, ему удастся наладить отношения внутри коллектива, так как он очень дипломатичен и имеет большой коммуникационный опыт.
Я лично очень рада за самарский театр».
— Людмила Николаева