Принято считать, что в кризисные времена культура — первое, от чего отказываются. В Самарской области, однако, явно таких планов нет. Напротив, грантовая поддержка растет, открываются новые культурные пространства, а крупные учреждения готовятся к реконструкции. Почему так происходит? На какие меры поддержки могут и далее рассчитывать деятели культуры? И можно ли уже говорить о превращении Самары в культурную столицу России? На эти и другие вопросы «СО» ответила министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш.
— На какую поддержку могут рассчитывать сегодня люди культуры?
— Несмотря на все сложности, в этом году мы постарались сохранить и объем, и интенсивность нашей поддержки. Главными механизмами остаются губернские гранты в размере до 500 тысяч рублей на проект и субсидии некоммерческим организациям.
На гранты можно заявлять самые разные проекты от небольших фестивалей до частных творческих инициатив, как, например, издание своих книг, проведение творческих лабораторий, концертов. Например, на средства гранта уже несколько лет проходит кинельский ART&cool — фестиваль молодежного искусства, небольшой, но очень живой.
На субсидии областного минкульта могут претендовать только некоммерческие организации, уже доказавшие свою состоятельность. Есть мероприятия, которые из года в год получают эту поддержку, на конкурсной основе доказывая свою актуальность. Но одновременно мотивируем подавать заявки и новые команды, у которых часто есть идеи и проекты, способные повлиять на культурный ландшафт.
В последнем конкурсе, например, победили организуемые уже несколько лет в Алексеевском районе «Толстовские скачки», до этого региональной поддержки не получавшие. По решению Дмитрия Игоревича Азарова мы также поддерживаем творческие союзы, финансируем на региональном уровне их текущую деятельность.
Нам важно также поддерживать методически и экспертно подачу заявок на федеральные гранты. В прошлом году был создан Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ), в координационный комитет которого вошел Дмитрий Игоревич Азаров — как председатель комиссии Госсовета по культуре и как губернатор Самарской области, которая сейчас заявляет свои амбиции на то, чтобы стать региональной культурной столицей.
В последнем конкурсе на гранты ПФКИ мы вошли в первую пятерку по объему полученного финансирования. Я считаю, что это успешный опыт.
Но не все заявки проходят конкурсный отбор ПФКИ. Поэтому при министерстве мы создали экспертный совет, в котором наши самарские специалисты, давно работающие с разными фондами, смотрят заявки и дают рекомендации по их доработке и оформлению.
В конце прошлого года мы провели семинар для муниципалитетов, которым доступ к грантовой поддержке особенно важен, так как часто именно они становятся триггерами культурных и средовых изменений на своих территориях.
Гендиректор фонда культурных инициатив Роман Карманов, кстати, регулярно приезжает в Самарскую область. Он принимал участие в нашем семинаре, слушал презентации проектов и давал советы, что еще сделать, чтобы получить грант. В целом я надеюсь, что в результате нашей методической работы регион будет постепенно увеличивать объемы финансирования из федеральных источников.
— Кто в Самарской области уже получил гранты ПФКИ?
— Десятки команд. Фонд сделал список потенциальных участников максимально широким, впервые гранты могут получать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, муниципальные учреждения, фактически исключены только государственные учреждения культуры. Из примеров могу привести наши муниципальные библиотеки: Президентский грант получила библиотека в Кинель-Черкассах — на проект инклюзивного библиотечного дворика. Команда провела работу с различными группами людей с ограниченными возможностями здоровья, выявили их потребности в библиотечном обслуживании, сделали для них на лето специальную программу.
Другой пример хочу привести из Чапаевска, где я недавно была. Специально положила рядом с собой книгу Владимира Бондаренко, изданную местной библиотекой также на грант фонда культурных инициатив.
Кстати, в Чапаевске в этом году появится первая модельная библиотека, с чем сердечно поздравляю и коллег, и жителей. Модельные библиотеки — очень важное направление национального проекта «Культура», где Самарская область — один из лидеров. По итогам прошлого года в области было создано 20 таких библиотек, к концу этого года их будет уже 26.
— Частные инициативы тоже получают поддержку ПФКИ?
— Да. Один из примеров — самарский арт-кластер «Дом77». Фактически это мини-бизнесы, подобранные по принципу их сопричастности культуре и искусству, креативным индустриям и собранные под одной крышей. Кстати, на 9 и 10 июля они готовят праздник и, думаю, не обидятся, если я всех на него приглашу. У «Дома77» есть проект, получивший грант ПФКИ, — «Нулевая комната». Это пространство, поделенное на коворкинг и выставки с сувенирным магазином.
Я очень надеюсь на выставочное пространство, потому что нам в Самаре не хватает площадок современного искусства. Такому искусству трудно пробиться в большие музеи, которые занимаются академическими и классическими формами. А молодые ребята хотят пробовать нестандартные формы, выражать себя через них. Я надеюсь, что «Нулевая комната» станет для них такой площадкой. Выставочные программы этого пространства уже расписаны почти до конца года, что показывает его востребованность.
— Что в этом году будет сделано на средства нацпроекта «Культура»?
— Национальный проект «Культура», инициированный президентом России, реализуется в области очень интенсивно. Так, в этом году по нему будет отремонтировано 10 домов культуры. И важно еще отметить, что есть федеральная часть нацпроекта, а есть региональная, где поддерживаются проекты, которые по формальным признакам не могут попасть в федеральную.
Так, благодаря региональной составляющей в этом году завершается ремонт Борского районного Дома культуры. Вместо трех лет эти работы уложили в два года. По нацпроекту в этом году ремонтируется две детских школы искусств — в Сергиевске и Выселках Ставропольского района.
И в этом году по федеральной составляющей нацпроекта у нас новое направление — техническое оснащение муниципальных музеев. Самарская область участвует в нем Детской картинной галереей в Самаре, историко-краеведческим музеем Августовки (Большечерниговский район) и Художественным музеем в Тольятти. Идет оснащение инструментами и оборудованием детских школ искусств: в этом году 12 наших школ участвуют в этой программе.
— В прошлом году много говорилось о креативных индустриях. Вылились ли эти обсуждения в конкретные проекты?
— Да, Кинель выиграл федеральный конкурс на создание школы креативных индустрий по программе дополнительного образования. Будет создано четыре студии с современным оборудованием: анимации, фотографии, дизайна и звукозаписи.
Команда Кинеля победила в федеральном конкурсном отборе, буквально влюбив в себя комиссию. Торжественное открытие школы запланировано на День города, 6 августа. Набор уже закрыт, потому что сразу пришло столько детей, что места быстро закончились. Сейчас мы с коллегами думаем, как нам расширить возможности для них.
С 1 сентября школа заработает, и мы будем очень внимательно смотреть, как это будет происходить, потому что объем полученного федерального финансирования большой — 60 млн рублей. И конечно, важно, чтобы это вложение дало максимальный эффект для культурного сообщества не только муниципалитета, но и всей области.
— Какое у вас сейчас впечатление от людей культуры в Самарской области?
— Самое положительное. И команда министерства, и подведомственные учреждения честно и профессионально выполняют свою работу. Я часто езжу по муниципалитетам, и там часто встречаются просто удивительные люди.
После каждой поездки главное впечатление — это люди, работающие в учреждениях культуры, и, конечно, художники, творцы. Последняя поездка была в Чапаевск, и он совершенно потряс меня своими людьми.
Вы знаете, когда министр приезжает в муниципалитет, то сначала ему показывают все, что требует ремонта. Тебя ведут туда, где крыша протекает, штукатурка осыпается… И в этих условиях работают потрясающие преподаватели и талантливые ребята — лауреаты областных и всероссийских конкурсов. Преподаватели не просто душу в это вкладывают, они этим живут. Пока у нас есть такие люди, пока мы о них заботимся, мотивируем, с культурой все будет в порядке.
На самом деле деньги, конечно, важны, но главное — это идеи. И лучше, когда идей больше, чем денег. Иначе о чем нам мечтать?
И если у тебя есть деньги, а головы и сердца нет, то ничего не получится. В этом смысле очень показательно, с каким воодушевлением наши учреждения культуры включились в поддержку вынужденных переселенцев, военных, их семей.
Театры, филармония, другие творческие коллективы специально адаптировали свои программы, спектакли для небольшой сцены в военном госпитале, продумали, что может поддержать ребят, которые проходят лечение и реабилитацию в этот сложный для них момент. Активно работают библиотеки в пунктах временного размещения, мы приглашаем и вынужденных переселенцев, и семьи военнослужащих на спектакли и концерты.
— Вашим первым кадровым решением стало назначение директором музея Алабина Андрея Кочеткова. Как он показал себя за прошедший год с лишним в этом качестве?
— Прекрасно! Я считаю, что Андрей Кочетков — хороший музейный директор, который собирал хорошую команду. В музеях нельзя делать революцию, но изменения должны быть. И они идут — постепенно, эволюционным путем.
Мне кажется, даже когда вы только заходите в музей, уже чувствуете, что в нем другая атмосфера. Это не вопрос того, что там сделали правильный дизайн пространств, подчеркнув красоту архитектуры советского модернизма. Это вопрос работы команды, отношения к своему делу. И это привлекает к ним людей. Новый практический рекорд музея — полторы тысячи посетителей в «Ночь музеев». Раньше приходили человек 200.
— Когда начнется капремонт музея?
— Сейчас идет проектирование. На капитальный ремонт по нацпроекту музей встанет со следующего года. Куда на это время вывезут его фонды и как все это организовать, еще решается. Все вывезти, конечно, невозможно: некоторые экспонаты из-за габаритов из здания ни вытащить, ни разобрать. Но мы найдем способ их сберечь.
И в любом случае на время работ сохраним публичную деятельность музея, у которого очень интересные программы. Могу отметить это как рядовой посетитель.
Мы отмечали в музее Алабина день рождения моей старшей дочки — есть в музее такая услуга, никакого эксклюзива для министра!
И в условиях странной экспозиции, совмещенной из мемориала Ленина и краеведческого музея, экскурсоводы выстроили очень интересный квест, рассказ для детей, которые на полтора часа были вовлечены в игру, ничего больше не видели и не слышали и получили массу новой интересной и полезной информации. Эти методические, смысловые, научные разработки должны транслироваться и дальше.
— Как вы подбираете кадры?
— В Самаре очень много талантливых людей. Меня всегда привлекает открытость, готовность и способность работать и — насмотренность. Человек должен быть в курсе последних новостей, того, что происходит в его сфере по всей стране и в мире. Может, у него нет возможности съездить на фестиваль в Иваново или Выксу, посмотреть новый музей во Владивостоке, но он знает, что там происходит, какая программа, понимает общие тенденции.
Важно следить за тем, что делают коллеги за рубежом, знать о новых методиках, обсуждаемых проблемах и практиках. Я сама училась и жила за границей и, вернувшись в Россию — для меня это был абсолютно осознанный и честный выбор, — понимаю, как важно оставаться в максимально широком контексте в профессиональном плане.
В Самарской области в культуре есть замечательные профессионалы, люди абсолютно федерального уровня.
Из новых назначений в подведомственных учреждениях отмечу Веронику Блюдину, которая раньше работала в Октябрьске, а сейчас она директор Самарского хореографического училища.
После того как директор областной детской библиотеки ушла на пенсию, ее место заняла Ксения Ревзина — воспитанница Макаровой Натальи Петровны из молодежной библиотеки. Директор Агентства социокультурных технологий Игорь Жаткин до этого работал в Кинеле.
На самом деле я не сторонник того, чтобы сманивать из муниципалитетов в Самару. Но когда складываются обстоятельства и места освобождаются, а люди готовы двигаться дальше, важно, чтобы они двигались не в Москву или в Питер, а оставались в Самаре и продолжали работать для родного региона.
— А почему директором театра драмы решено было назначить Сергея Филиппова?
— Он грамотный управленец, человек самарский, который понимает традиции театра, знает их. Коллектив очень хорошо принял его. Конечно, театр сейчас находится в очень сложном состоянии, худрука нет.
Мы никого не искали на это место, пока был жив Валерий Викторович Гришко. Честно говоря, его уход был неожиданностью. Все надеялись, что он выкарабкается. Я с ним разговаривала несколько раз по телефону в конце апреля — начале мая. Мы обсуждали разные задачи. Он и репетиции проводил по видеосвязи и считал, что сможет продолжать работу.
Конечно, найти нового художественного руководителя для такого театра — непростая задача. Мы пока взяли паузу.
Есть другие вопросы, в которые сейчас погружается Сергей Васильевич. Как только разберется в них, будем вместе обсуждать стратегию развития.
— Это не исключает вероятности того, что через какое-то время Сергей Филиппов вернется в оперный?
— Мы договорились, что Сергей Васильевич и дальше будет активно участвовать в жизни оперного тетра. Думаем, как это решение оформить.
— Когда начнется реконструкция театра драмы?
— Мы работаем над проектно-сметной документацией. Но для завершения проектирования нужно очень четкое видение от команды театра. А для этого нужен художественный руководитель. Все-таки именно он главный заказчик, который будет творить в новом пространстве.
Хороший пример — театр «Грань» и Денис Бокурадзе. Если вы его ночью спросите, что с электрикой в гримерке третьего этажа, Денис вам без запинки ответит. Потому что он уже видит весь театр, который спроектирован и уже строится, живет им. Я надеюсь, что и с драмтеатром мы скоро выйдем на финишную прямую и будем подавать заявку на федеральное финансирование.
— Сложно не спросить про Третьяковку, хотя обычно вы оговариваете, что это федеральное учреждение. Тем не менее — когда заработает филиал в Самаре?
— Я сама очень жду открытия Третьяковки. Но могу только транслировать информацию от федеральных коллег. В планах стоит первый квартал следующего года.
Просто надо понимать, что от момента завершения строительных работ должно пройти еще время, чтобы климат отстоялся — и в холодное, и в теплое время года. До этого момента нельзя ввозить картины в здание. Такова музейная технология.
— С вами будут советоваться, какие выставки лучше организовывать в самарском филиале?
— Я все-таки не искусствовед.
А у таких больших музеев, как Третьяковская галерея, очень четкая процедура формирования выставочной программы, безумно сложная и тяжелая. Она практически не оставляет возможности кому-то постороннему вмешаться или сделать случайную выставку.
Могут давить сверху, снизу, сбоку. Но если комиссия не утвердила выставку, значит, она ее не утвердила. И никто с этим ничего поделать не сможет, в том числе и область.
А для Самарской области Третьяковка, конечно, такой флагман, большая амбиция для всего музейного и культурного сообщества. Когда появляется такой сильный игрок, ему нужно соответствовать и не упустить свою публику.
— 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Как его отмечает Самарская область?
— Это очень здорово, потому что в нашем регионе проживает много национальностей, которые хранят и воспроизводят свои культурные традиции, у нас есть очень интересные коллективы — детские и взрослые. В этом году нам удалось в очном формате провести Губернский фестиваль самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».
Это был потрясающий конкурс, потому что все соскучились по живому общению, и все просто бурлило. Победители уже определены, но все программы были потрясающие, поэтому осенью мы сделаем гала-концерт участников.
Еще мы сейчас много работаем по самым разным направлениям для продвижения народной культуры. В прошлом году в рамках нацпроекта «Модельные библиотеки» в Самаре была создана библиотека народов Поволжья. Организуются туры в города и села, которые стали домом для наших национальных коллективов. Активно развивается Парк дружбы народов.
Ведется работа по выявлению уникальных объектов нематериального культурного наследия. Наши мастера и коллективы участвуют в федеральных крупных проектах: Всероссийская детская Фольклориада народов России, акция «Вышитая карта России», всероссийский фестиваль любительских коллективов. В рамках региональной составляющей нацпроекта «Культура» получат гранты на развитие коллективы народного творчества.
— Что нового ожидает поклонников классической музыки?
— Классическая музыка — камертон для всей культуры. И я надеюсь, что с ней нас всех ждет еще более великое будущее. Мы уже получили высокое звание для театра оперы и балета — имени Шостаковича: его наследники дали на это разрешение.
Нам удалось сохранить международный статус фестиваля Шостаковича. В следующем сезоне на него приедут Максим Плетнев, Алексей Гориболь и другие известные солисты. Я считаю, что Самару уже можно назвать одним из лидеров в России по качеству и количеству музыкальных мероприятий.
К нам приезжают лучшие музыканты и дирижеры. Юрий Башмет сделал новый шаг в развитии своей академии и вышел с фестивалем на склон площади Славы, показал потрясающего «Евгения Онегина» с Константином Хабенским, на который пришло более 28 тысяч человек. У нас состоялся недавно фестиваль «Музыкальная экспедиция». Кстати, он проходит также при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Музыкальный фестиваль «Денис Мацуев: диалог поколений» прошел с огромным успехом в Самарской филармонии, были проданы все билеты.
И хочу еще раз поздравить нового дирижера нашей Самарской филармонии Филиппо Десси с выходом во второй тур конкурса Рахманинова, то есть он вошел в топ-12 этого крупного международного конкурса, куда было подано порядка 200 заявок. И я считаю, что это успех не только Филиппо, но и Самарской филармонии.
— Как вы оцениваете «Сам.Фест» в этом году и состоявшийся в его рамках Всероссийский конкурс молодых авторов и исполнителей?
— Отгремевший недавно «Сам.Фест» был поддержан фондом культурных инициатив, конечно, была оказана поддержка на региональном уровне. И получилось очень достойно. Конкурс проходил в течение нескольких месяцев, 10 финалистов приехали к нам из Москвы, Питера, Екатеринбурга, Перми, Хабаровска и Казахстана. Многие из этих ребят раньше на сцену не выходили. А тут — «Самара Арена»!
Важно, что они выступали на одной сцене вместе с такими ведущими исполнителями самых разных жанров, как Слава Марлоу, IOWA, Олег Митяев, Вячеслав Бутусов. И, что самое главное, показали своим примером, что в нашей стране возможен такой путь от музыки в актовом зале школы до арены стадиона, что здесь дают дорогу молодым, и в целом Россия — страна возможностей. Это было прямо физическое подтверждение этого слогана.
Все призы этого конкурса были направлены на дальнейшее творческое развитие команд. Победителю достался полный пакет профессиональной поддержки, результатом которого станет запись демо-альбома. И я на сто процентов уверена, что победители — рок-группа «Двадцать» из Хабаровска — скоро будут собирать на свои сольники новые стадионы.
Прекрасный получился фестиваль — очень вдохновляющий, направленный в будущее нашего культурного развития. Конечно, жаль, что сейчас отменяют русскую культуру, оборвались международные связи, многие артисты уехали из страны. И в свете этих событий выстраивание новых отношений внутри России дает интересный эффект. Думаю, это очень важный созидательный путь в наше время. Может, он не проще, но в текущей ситуации — важнее.
Часто кажется, что в тяжелые времена культура — первое, от чего можно отказаться. Что мы, без песен и плясок не справимся? Главное, чтобы все были сыты, обуты, одеты. Но как показывает история и практика прохождения всех кризисов, культура — это то, что нас объединяет и дает силы. Поэтому важно поддерживать ее и дальше, работать, творить, честно делать свое дело.
— Людмила Николаева