По утверждению представителей Русской православной церкви (РПЦ), подобный религиозно-светский форум будет способствовать формированию утраченной Россией «национальной идеи». Почему именно сейчас возникла эта тема, еще в девятнадцатом веке разделившая российских интеллектуалов на славянофилов и западников? Не означает ли активизация идеологического сотрудничества государственной власти с РПЦ отказа от западных моделей политической модернизации? Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий так сформулировал идеологические основы «православной цивилизации»: » Идея национального патриотизма. Идея «симфонии двух властей» _ церковной и гражданской-в деле собирания и укрепления государства. Идея мессианства и жертвенности русского православного народа в деле духовнонравственного возрождения и обновления современного общества». Мысль не нова. Но с точки зрения РПЦ, ценность именно в традиционности понимания России как «третьего Рима», а не как современного государства. Близкую по духу мысль высказал недавно известный экономист Виталий Найшуль, размышляя о том, почему западные институты и вообще рецепты модернизации чахнут на российской почве. По его мнению, мы лишь с легкостью имитируем западную политическую культуру, тогда как нам необходимо формировать собственную. Проблема в том, а не станут ли эти «высокие образцы» еще одним поводом для проявления социальной нетерпимости, ведь сегодняшняя Россия этнически, конфессионально, культурно неоднородна. Демографическая ситуация, которую государство планирует выравнивать и за счет миграции, будет делать нашу страну все более похожей на «слепок глобального мира», где каждой твари по паре, где разнообразные верования и культурные стереотипы вынуждены уживаться во избежание «войны цивилизаций». Можно как угодно относиться к Америке, но вот что действительно удалось этому современному государству, так это сформировать успешную нацию, в основе которой-не раса, не религия и даже(о, ужас!) не культура, а гражданственность. То, что объединяет, а не то, что разъединяет. Прагматичный подход, однако.