Вернувшись после двух лет пандемии из офлайна в онлайн, Грушинский фестиваль незамедлительно снова распался на две части.
Как итог — в 2022 году в Самарской области пройдут сразу два фестиваля авторской песни, их проведут противоборствующие Грушинский клуб и областной клуб имени Грушина.
Такое раздвоение чревато не только резким уменьшением числа посетителей обеих площадок, но и вообще утратой Грушинского как символа региона и титульного мероприятия.
Этим летом в Самарской области пройдут сразу два бардовских фестиваля, имеющие в своем названии имя Валерия Грушина.
В традиционные сроки — с 30 июня по 3 июля — запланирован 49-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, который позиционируется его организаторами как основной и главный.
Альтернативный же слет бардов намечен на 18-21 августа и будет называться «Всероссийский детско-молодежный фестиваль авторской песни и туризма имени Валерия Грушина». Оба мероприятия заявлены на главной фестивальной площадке Самарской области — Грушинской поляне на Мастрюковских озерах.
Таким образом, затянувшиеся внутренние распри между организаторами откатили легендарную «Грушу» к временам семилетнего раскола, когда с 2007-го по 2013 год фестивалей тоже было два — собственно Грушинский и «Платформа».
С той лишь разницей, что один проходил на Мастрюковских озерах, а второй — на Федоровских лугах под Тольятти.
Традиционный Грушинский проводят благотворительный фонд Олега Митяева, неизменного художественного руководителя фестиваля, народного артиста России, и Самарский областной Грушинский клуб во главе с Борисом Кейльманом.
Поддержку им в этом оказывают Президентский фонд культурных инициатив, правительство Самарской области и АНО «Информационный музыкальный центр».
Борис Кейльман много лет был президентом Клуба авторской песни имени Валерия Грушина, который, собственно, и занимался организацией Грушинского фестиваля, начиная с самого первого, состоявшегося в 1968 году.
В 2019 году члены клуба решили, что больше не хотят переизбирать Кейльмана на должность президента.
Поводом стало его единоличное решение об отчуждении товарных знаков фестиваля, включая название и символику, в пользу московской компании «ЭнергоТехМонтаж».
Кейльмана не только сняли с поста, но и исключили из клуба, а новым президентом избрали Виталия Шабанова. Без прав на символику клуб имени Грушина больше не мог организовывать Грушинский фестиваль, и по итогам конкурса этой работой занялся фонд Олега Митяева при помощи все того же Кейльмана и его команды.
На тот момент Борис Кейльман вместе с соратниками создал «новый» Грушинский клуб и вывел на него товарные знаки из «старого».
Одновременно «старый» клуб инициировал судебные процессы, чтобы вернуть себе права на символику, а Кейльман и его команда пытались признать незаконным исключение их из клуба. Ни один из этих процессов не изменил ситуацию. На данный момент суды за товарные знаки фестиваля продолжаются.
В 2019 году обоим клубам еще удавалось мирно сосуществовать на Грушинской поляне.
Но следующие два года коронавирусной пандемии привели к тому, что единый фестиваль авторской песни снова начал делиться на части.
В то время как «новый» Грушинский клуб Бориса Кейльмана вместо традиционного летнего опен-эйра проводил онлайн-фестивали, «старый» клуб Виталия Шабанова занял позицию, что фестиваль, особенно номерной, должен проводиться только на Поляне.
Вот почему намеченный на август альтернативный Грушинский заявлен как 47-й фестиваль, а традиционный июльский — 49-й. Одновременно раздвоился и Зимний Грушинский, при этом власти поддержали каждый из проектов.
Альтернативный фестиваль в августе «старый» клуб имени Грушина организует совместно с Союзом деятелей авторской песни и Российской ассоциацией содействия науке.
Сами организаторы заверяют, что этот фестиваль альтернативой Всероссийскому Грушинскому не является.
«Это новый самостоятельный фестиваль, основная идея которого — поиск и поддержка молодых авторов и исполнителей авторской песни, расширение молодежной аудитории слушателей этого жанра», — пояснила «СО» вице-президент Клуба авторской песни имени Валерия Грушина Ирина Зверева.
По ее словам, фестиваль поддержали правительство Самарской области и несколько всероссийских общественных организаций.
Между тем, как стало известно «СО», организаторы из обоих Грушинских клубов вплоть до мая 2022 года не знали, кто из них будет проводить фестиваль в основные даты. Поэтому заявку на бюджетную субсидию подали оба клуба. И оба же клуба ее получили.
«Полный абсурд делить субсидию на фестиваль за три недели до его начала. Фестиваль реально готовится с сентября», — возмущается директор НП «Союз бардов Самары» Виктор Воронов.
Но власти, по всей видимости, заняли на этот счет философскую позицию и решили раздать «всем сестрам по серьгам», дабы не усугублять конфликт двух клубов еще и борьбой за бюджетные ресурсы.
В этом, похоже, действительно была своя логика, ибо подготовка к проведению фестивалей в этом году не была сопряжена со сколько-нибудь заметными скандалами, за исключением нескольких резких выпадов в соцсетях со стороны представителей обоих клубов в адрес друг друга, — каждый был занят организацией собственного мероприятия.
Как известно, в конфликте между организаторами министерство культуры Самарской области занимает нейтралитет и не планирует вмешиваться в идущее много лет противостояние. Об этом министр Татьяна Мрдуляш заявляла еще год назад в интервью «СО».
«Не думаю и не вижу в этом своей задачи», — говорила она, отвечая на вопрос, может ли министерство помирить организаторов Грушинского.
Как бы то ни было, фестивалей снова два, и их организаторы ратуют каждый за свое мероприятие, сражаясь теперь за то, чтобы зрители посетили именно их площадку.
«Для меня всегда был и есть один-единственный Грушинский фестиваль, который организует команда под руководством многолетнего президента клуба имени Грушина Бориса Кейльмана. Я ничего не знаю и не интересуюсь темой каких-то самопровозглашенных образований, называемых вами «альтернативным клубом имени Грушина», тем более их фестивалями», — безапелляционно заявила «СО» постоянная участница и член жюри Грушинского фестиваля Галина Хомчик.
Ей парирует член президиума «старого» клуба имени Валерия Грушина Анатолий Макаров: «Хотите привычный пикник — к Кейльману с Митяевым. Хотите участвовать в возрождении Грушинского — вэлкам в августе».
Ниже падать некуда
Молодежным Грушинским его организаторы рассчитывают дать старт возрождению настоящего фестиваля авторской песни.
«Фестиваль стремится снова стать событием молодежным, наполненным важными смыслами и активной самодеятельностью», — говорится в опубликованном на его сайте заявлении. (Кстати, сайтов у Грушинского фестиваля теперь тоже два: прежний grushinka.ru, который ведет команда Бориса Кейльмана, и новый grushinskij.ru, где публикуется позиция тех, кто примкнул к Виталию Шабанову.)
По словам Ирины Зверевой, в последние годы худсовет Грушинского фестиваля отдавал предпочтение известным, но бессменным авторам и исполнителям, тогда как «молодых талантов конкурсная программа находила все меньше».
Жанр авторской песни, считает г-жа Зверева, необходимо культивировать в молодежной среде, «потому что только родной язык является мощным инструментом национальной идентичности, основой отношения к Родине».
Вице-президент клуба имени Грушина говорит, что благодаря оргкомитету из Москвы на Молодежный Грушинский приедут лучшие молодые и юные авторы, исполнители из России и других стран.
В противовес росту аудитории организаторы тогда решили улучшить ее качественные показатели, трансформировав «разношерстное сборище потребителей развлечений и отдыха на природе последних лет в фестивальное сообщество людей с «грушинской» идентичностью», чтобы приехали только те, «кто хочет участвовать именно в Грушинском фестивале, именно с той программой, которая заявлена его организаторами».
В итоге последовал отток молодежи, а фестиваль в тот год посетили всего-навсего 20 тысяч человек.
В последующие годы Грушинский так и не смог вернуться к былой массовости: на рубеже конца 1990-х — начала 2000-х аудитория фестиваля превышала 200 тысяч человек, и даже во времена раскола на Федоровские луга приезжали от 30 до 60 тысяч зрителей, а вместе с Мастрюковскими озерами — до 97 тысяч. В 2016 году «Груша» собрала более 30 тысяч человек, в 2017-м — снова 20 тысяч, в 2018-м — 27 тысяч человек.
В допандемийном 2019 году на Мастрюковские озера приехали, по разным оценкам, от 23 до 30 тысяч любителей бардовской песни.
По мнению собеседников «СО», очередной распад фестиваля на отдельные фрагменты никак не будет способствовать росту аудитории, а, скорее, наоборот.
«Конфликт продолжается уже много лет, так что вряд ли посещаемость упадет ниже уже достигнутого нижнего предела. Впрочем, несомненно, будут озвучены все те же неизменно называемые «десятки тысяч гостей и участников фестиваля» вне зависимости от реальности», — считает Виктор Воронов.
Впрочем, организаторы Молодежного Грушинского, например, и не ожидают, что фестиваль в первый же год проведения станет «сверхмассовым».
Кроме того, у каждого фестиваля — свои гости и своя программа. А значит, зрители могут выбирать, на какой Грушинский им поехать.
В то время как клуб Бориса Кейльмана делает ставку на постоянных гостей фестиваля (Олег Митяев, Тимур Шаов, Вадим и Валерий Мищуки, Галина Хомчик, Василий Уриевский), клуб Виталия Шабанова зазывает тех, «кто понимает смысл девиза «Подвиг, Песня и Туризм». «Концертно-событийная программа и смыслы Грушинского с этого года определяются именно этими словами», — говорится в заявлении «старого» клуба.
«Конечно же, в программе будут и известные гости, которые интересны молодежной аудитории», — добавляет Ирина Зверева.
По словам Виктора Воронова, список выступающих в значительной части будет пересекаться на обоих фестивалях. Тем не менее из-за очередного раскола от Грушинского фестиваля начали дистанцироваться его знаковые авторы и отдельные концертные площадки.
Так, по информации Виктора Воронова, в этом году на фестивале не будет известного поэта и барда Александра Городницкого, который должен был возглавить большое жюри конкурса авторской песни. Кроме того, от участия в Грушинском отказался и сам г-н Воронов со своей концертной площадкой «АЗиЯ+», которая появилась на Поляне в 2007 году в качестве сцены современной камерной песни, театра песни и поэзии.
Пришло время включить режим культурного наследия
Любители бардовской песни уверены, что Грушинский фестиваль давно пора признать объектом нематериального культурного наследия, принять региональный закон о фестивале и «навсегда прекратить юридическую возню вокруг символа Самарской области».
И констатирует: «Приходится признать, что у минкульта, похоже, нет полного понимания значимости Грушинского фестиваля и его потенциала. Боюсь, запас прочности у фестиваля как социокультурного явления уже практически исчерпан».
С Вороновым согласен координатор бывшего фестиваля «Платформа» Владимир Кожекин, который с 2015 года проводит бардовский фестиваль в подмосковном Ногинске.
«Странно, что фестиваль в Самарской области до сих пор так и не получил статус нематериального культурного наследия, потому что, на мой взгляд, это прекратило бы любые потенциальные конфликты вокруг него», — говорит Кожекин.
ГАЛИНА ХОМЧИК, постоянный член жюри Грушинского фестиваля:
«Для меня всегда был и есть один-единственный Грушинский фестиваль, который организует команда под руководством многолетнего президента клуба имени Грушина Бориса Кейльмана.
Я ничего не знаю и не интересуюсь темой каких-то самопровозглашенных образований, называемых вами «альтернативным клубом имени Грушина», тем более их фестивалями. Деятельность тех, кого вы называете «альтернативными» клубами или фестивалями, личное дело их совести и никак не влияет на проведение единственного традиционного Грушинского фестиваля.
Кто будет выступать на обоих мероприятиях? Понятия не имею, так как не интересуюсь фестивалями-двойниками, попыток проведения которых было уже несколько.
К сожалению, всегда есть те, кто хочет извлечь для себя какую-то выгоду, пытаясь воспользоваться плодами чужого труда и чужих достижений. Для меня нет и не было никакой альтернативы подлинному и единственному Грушинскому фестивалю.
Я не в курсе конфликта и не хочу обсуждать тех, кто его искусственно раздувает.
Я с 1987 года и по сей день езжу на один и тот же единственный Грушинский фестиваль, который организуют одни и те же люди: команда клуба имени Грушина во главе с его президентом Борисом Кейльманом.
И меня абсолютно не волнует вопрос посещаемости этого фестиваля — это вопрос к зрителям и участникам. Как сказал поэт Юрий Левитанский: «Каждый выбирает для себя — женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку…»
ИРИНА ЗВЕРЕВА, вице-президент Клуба авторской песни имени Валерия Грушина:
«В 2019 году Борис Кейльман, являясь президентом клуба имени Валерия Грушина, самовольно передал товарные знаки Грушинского фестиваля своему другу, предпринимателю из Москвы (речь о Руслане Ширяеве — владельце и руководителе компании «ЭнергоТехМонтаж».
Ширяев — друг Кейльмана еще с тех пор, когда был жив Валерий Грушин, который помогал ему в проведении фестиваля с советских времен. — Прим. ред.).
Сделал он это без согласия членов нашей организации, а также пренебрег мнением правительства Самарской области, которое только с 2013-го по 2018 год профинансировало фестиваль на сумму более 70 млн рублей, поддерживая фестиваль как бренд Самарской области.
Я предполагаю, что Борис Рафаилович считает фестиваль своей личной собственностью и собственностью своих детей, которые сейчас активно участвуют в его организации.
Я считаю, что теперь судьба фестиваля в руках группы частных лиц, от них и будет зависеть его будущее.
Обнадеживает только то, что, несмотря на все дрязги с товарными знаками и организаторами фестиваля, правительство Самарской области делает все, чтобы фестиваль продолжал жить и развиваться.
Пройдут годы, и время все расставит по своим местам. Более ста членов нашего клуба отдали десятки лет своей жизни на организацию фестиваля, сейчас их опыт и любовь к фестивалю не нужны «новым организаторам».
Но наш клуб точно не будет делить фестиваль как в известной притче о двух матерях, которые, делив младенца, чуть не оторвали ему руки».
— Кирилл Биджанов, Анна Медведева