Лидия Фридман родилась и до 19 лет жила в Самаре.
Потом решительная девушка убедила родителей, что ей нужно продолжать обучение музыке в Италии и отправилась покорять мир. С тех пор она успела войти в топ-10 молодых оперных певцов года по версии американского журнала Operawire, номинироваться на премию Opera Award как лучший молодой оперный певец года-2019, а в сентябре 2024-го попасть на обложку престижного ежемесячного международного журнала Opera. В эксклюзивном интервью «СО» оперная дива рассказала, как решилась на переезд за границу, как проходят будни артиста в Италии, об итальянских нравах и лучших сценах.
— Решение уехать на учебу в Италию принадлежало родителям или вам?
— Мама очень много сил отдала нам с братом, практически посвятила этому жизнь. Нам всем приходилось много внимания уделять моему младшему брату, который родился с особенностями здоровья. Но мама находила время для всех нас. Меня она тоже очень поддерживала с самого начала в моем увлечении музыкой. Поездки на конкурсы, концерты, выступления это, конечно, и временные, и финансовые вложения. Нужно же купить и билеты, и туфельки, кучу других вещей. Много помогала и наша бабушка. Они стали той опорой, которая помогала мне добиться успеха. Для меня это особенно ценно, потому что не было ведь совершенно никаких гарантий, что все получится так, как получилось. На третьем курсе училища я начала думать о своем будущем. Первое, что пришло в голову, не было очень оригинальным — поехать в Москву или в Петербург. Но потом пришла идея поехать на родину оперного искусства, в Италию, научиться стилю непосредственно у тех, кто является его носителем.
Это было сложно, и родители не хотели меня отпускать, но тут проявилась моя упертость. В Италии у меня никого не было — ни родных, ни знакомых, я не знала языка, а нужно было искать себе конкретного педагога, поступать в консерваторию. Тут я вспомнила, как общалась с одним из итальянских преподавателей, который приезжал к нам в училище, и выбрала небольшой город Удине, где было проще поступить, чем в самые раскрученные музыкальные заведения. Поначалу, как и всем русским, которые уезжают жить за границу, было сложно, хотелось вернуться домой. Другая страна, другой менталитет, культура, другие манера пения и подход к обучению — к этому пришлось долго привыкать.
Плюс сложности с оформлением документов, непривычные бытовые моменты. Но сложнее всего было с выбором преподавателя. Тут я положилась на свою «чуйку», и, слава богу, все получилось.
— На родине оперы отношение к оперным исполнителям особенное?
— Итальянское пение включено в список мирового нематериального культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Поэтому, конечно, итальянцы очень трепетно относятся к своим музыкальным традициям. В отличие от других европейских стран, где мода проникла и на оперную сцену, в Италии чаще ставят именно классические постановки, и здесь для оперного исполнителя есть очень много возможностей. В Италии, во-первых, очень много театров, а значит, есть большой репертуар, из которого можно выбирать. И нужно помнить, что в Италии нет или почти нет театров со своей труппой. Для каждого спектакля здесь принято набирать новых исполнителей. Так что я не привязана ни к какому театру, я как бы самозанятая — каждый месяц-два у меня новый контракт, я разъезжаю по разным городам, и это, конечно, очень здорово, потому что я могу выбирать, что мне хочется петь, и при этом еще и путешествовать. Я ориентируюсь на свой голос, думаю, в каком направлении он развивается, что бы мне хотелось разучить, чтобы раскрыть его новые возможности, и потом уже мои менеджеры находят для меня театр с подходящим репертуаром.
— Вы еще очень молоды, но, как вам кажется, как долго вас будет устраивать такая кочевая жизнь?
— Она мне безумно нравится. Переезжать из города в город по такой прекрасной стране, как Италия, знакомиться с культурой, искусством, местной кухней, интересными людьми — это прекрасно! Думаю, у меня это навсегда.
— Вы описали свои будни, как мой лучший отпуск… Так ли все безоблачно в жизни артиста?
— Конечно, нет! Нужно много работать, и мое преимущество в том, что у меня получается очень быстро готовиться к премьерам. Я умею в рекордные сроки выучивать партии, я сама их разбираю, не трачу денег на пианистов, которые помогли бы мне в этом процессе. Я всегда этим занимаюсь сама, и это, конечно, дает мне большое преимущество. Особенно оно сказывалось в начале карьеры, когда артистам часто дают очень мало времени на разучивание партии — порой всего пару недель. В этом случае ты занимаешься 24/7, ешь и спишь с нотами. И в этом мне очень помогла русская школа, у нас очень хорошо поставлено обучение сольфеджио и технике игры на инструменте.
— Вы русская певица?
— Я — русская певица с итальянским стилем. Я считаю, что у меня русская школа, я бы даже сказала — самарская. У нас в Самаре прекрасная подготовка, прекрасные преподаватели, и все, чему я научилась, начиная с музыкальной школы и заканчивая музыкальным училищем, стало прекрасной базой для творческого полета. Мой голос все равно называют русским. То есть, несмотря на то, что я освоила стиль, технику и итальянскую манеру, отточила до совершенства их язык, мой голос итальянцы слышат русским, и для них это немножко экзотично.
— Голос — это дар?
— Карьера певца не строится на голосе, как бы странно это ни звучало, голос — это, скорее, бонус. У нас же у всех есть две ноги, но не все из нас становятся чемпионами олимпийских игр по бегу, правильно? Голос — это, конечно, здорово, но это не самое главное, нужны харизма, артистичность, характер. Сейчас я знаю, что талантливых ребят много, но к успеху приводят упорный труд, настойчивость, амбициозность. Важнее подготовка и разностороннее развитие. Именно это дается в России — широкий кругозор и объем знаний.
— Когда же вы будете петь в России? В родной Самаре?
— Пока не знаю. Я каждый год навещаю родителей, но мои связи в музыкальном мире Самары утеряны. Правда, в ноябре меня пригласили стать членом жюри на конкурсе имени Кабалевского, может быть, что-то и случится. Пока я в Парме, на родине композитора Верди, и для меня большая честь, что я пою здесь его произведение. Потом будет мой дебют в Риме, впереди — Вена и Венеция. Все роли, что мне предстоит исполнить, очень сложные и одновременно очень интересные, поэтому для меня каждое выступление — это новые эмоции до мурашек.
Но моя жизнь — это не бесконечное движение. В перерывах я очень люблю полежать. Обычно после премьеры спектакля мне нравится просто провести пару дней лежа в кровати с телефоном или книжкой. Идеально, если это будет еще и на море.
— Елена Шишкина