«Ужас тихий. Какое там искусство? Нарисовали что-то непонятное в этих развалинах. Снесли бы давно уже все! И рисунки, и дома покореженные!» — не скрывает раздражения местный житель квартала трущоб на улице Фрунзе индустриального областного центра. Скептическое отношение к высокому искусству стрит-арта неудивительно в этом районе, хотя к настенному творчеству здесь приучаются с ранних лет.
«Классные люди, правда, не все», — улыбается молодая самарская художница Жанна Скокова, автор во многом пока еще непонятого жителями деревянных развалин нового проекта в Самаре. Скокова не считает себя художником-профессионалом и называется просто волонтером. В конце прошлого года под ее идейным руководством тихий, напоминающий колодец самарский двор в историческом центре города стал площадкой масштабного стрит-арт-проекта. Здесь появилось несколько инсталляций, а на стенах старых домов — работы целой команды самарских художников, собранной Жанной Скоковой.
Проект вызвал бурное обсуждение в соцсетях. Кто-то называл его просто вандализмом. Кто-то призывал в группу поддержки дух Бэнкси, видя в проекте подлинное искреннее уличное искусство, в отличие от заказных муралов, появившихся на самарских улицах за последние два года в завидном изобилии. Какого бы мнения ни придерживались критики, проблема старой Самары и ее полуразрушенных столетних домов-«гнилушек» никуда не делась. Собственно, здесь, наверное, главный вопрос, неизбежно возникающий рядом с каждой инициативой хоть что-то спасти и украсить — от фестивалей покраски домов волонтерами до росписи стен художниками.
Избавиться от «позорища» в историческом центре некоторые чиновники мечтали еще к ЧМ по футболу 2018 года. Однако развалины под окнами уродливых многоэтажек прятались за фальшфасадами, выдержали натиск деятельных застройщиков, а теперь пытаются хоть немного ожить с помощью современного свободного искусства. Над тем, что с ними делать, ломает голову уже не одно поколение самарских градостроителей, архитекторов, чиновников, политиков, общественников. Гниющая в потоке бесконечных разговоров чиновников история выживает, как может. Кто ей помогает и зачем?
Живой взгляд
«Я с детства отношусь к старым домам как к живым существам. Каждый дом ведь со своей историей, характером, любовью и печалями. К новым стеклянным многоэтажкам у меня нет таких чувств. Они мне безразличны. В своих проектах я наделяю старые постройки взглядом. Хочу показать окружающим, что в них есть жизнь. Они, как и все живое, требуют нашего внимания», — признается «Делу» Екатерина Оленина, придумавшая проект украшения старых самарских домов рисунками глаз. Рисовать она любила с детства, но, повзрослев, стала хорошо зарабатывающим финансистом с далекими от искусства многочисленными обязанностями.
Однажды увлечение все-таки победило, и Оленина нашла в себе художника. На улицах старой Самары она реализовала проекты «Молчание» и «Плач». В прошлом году, узнав о проекте Скоковой, художница не смогла не воспользоваться еще одной возможностью напомнить самарцам, что историческому центру города нужна помощь. Оленина попыталась выразить эту мысль, став одним из авторов проекта арт-двора. Так на улице Фрунзе появилась инсталляция «Она смотрит на тебя».
Еще один автор проекта Скоковой предпочитает называть себя только псевдонимом — naPALM. «Ищу отклик людей», — рассказывает художник «Делу» о мотивах, заставляющих его расписывать городские дворы. «Вандал плохой, а искусство хорошее, — не соглашается naPALM с критиками стрит-арта. — Я думаю, границы существуют только у человека в голове. Каждый сам решает, что хорошо, а что плохо. Можно сказать, что и Бэнкси — это просто вандализм, если его работы тебе не нравятся. Так же и с нашим проектом. Изуродовали мы старые дома или сделали их лучше? Для кого как».
«У многих впечатление, что исторический центр Самары состоит только из пресловутых «гнилушек», которые нужно снести, это совсем не так! — горячо поддерживает товарищей по проекту Екатерина Оленина. — Есть чудесные дворы с измученными, нуждающимися в помощи домами. Один из них благодаря этому проекту стал известным».
Загнивающие
…Под ноги прохожим, с трудом пробирающимся по обледенелым, не чищенным от снега тротуарам старой Самары, из-под покосившегося забора убогой деревянной усадьбы выплескивается порция нечистот. Спешащие куда-то люди привычно замедляют ход, давая дурно пахнущей смеси время на то, чтобы расползтись по бурым ледяным ухабам, и торопятся дальше. Никто не удивляется и никого не шокирует часть повседневной реальности «исторического поселения Самара» в 2021 году, на одной из центральных улиц города-миллионника, столицы индустриально развитой области, щеголяющей ведущими позициями во всевозможных федеральных рейтингах.
Нужны ли жителям старого центра уличная живопись, инсталляции, проекты, приносящие известность?
Над прорывными технологиями во всех отраслях человеческой жизни работают сотни самарских ученых, региональные предприятия снабжают страну автомобилями, продуктами нефтехимического производства и даже космическими аппаратами. Дом с подзаборным стоком, мимо которого корреспонденту «Дела» приходится проходить практически ежедневно, стоит на улице Самарской, в нескольких десятках метров от улицы Полевой. Самарская проходит сквозь центральный Ленинский район Самары. Стоимость одного квадратного метра благоустроенного жилья на этой улице стремится к 100 тыс. рублей.
Полевая «поднимается» от самарской набережной (которая должна привлекать иностранных туристов в наш город-курорт), пересекает Молодогвардейскую (неподалеку от «Белого дома» и губернской думы), основную поперечную магистраль Самары улицу Ново-Садовую, проспект Ленина (на котором установлена знаменитая Ракета — музей «Самара Космическая»), престижные с точки зрения приобретения недвижимости Галактионовскую и Пушкина. По Полевой идут трамваи с бесплатным вайфаем, из окон которых можно наблюдать любопытный фонтан-памятник, установленный к 130-летию городского водопровода, и инсталляцию «Женщина с коромыслом», стыдливо прикрывающую городскую колонку, в которой набирают воду сотни жителей окрестных домов, где водопровод и канализация за 130 лет так и не появились.
Нужны ли жителям старого центра уличная живопись, инсталляции, проекты, приносящие известность? Хотят ли они сохранить свои древние дома? Может быть, жители полюбившихся художникам старых кварталов мечтают о небольших, но благоустроенных квартирках в спальных районах на окраине? Вполне возможно.
Евгения Репина каждый день смотрит на покосившиеся деревянные развалины из университетских окон. «Один из устойчивых мифов про историческую Самару — то, что ее жители настолько бедны и апатичны, что среда загнивает и вот-вот разрушится, — говорит архитектор Репина, профессор кафедры иновационного проектирования в СамГТУ. — Но самарский двор — очень гибкая среда: жители центра массово создают как некапитальные сооружения — беседки, навесы, сараи, гаражи, делают пристрои, так и занимаются вполне себе капитальным строительством в глубине дворов и на «красных линиях». Устраиваются площадки для барбекю и детские площадки, делается самостоятельное озеленение». Евгения Репина в свое время стала одним из авторов концепции стратегии пространственного развития исторической части Самары. Но станет ли концепция собственно стратегией и будут ли этой стратегии придерживаться городские власти? До сих пор неизвестно.
Концепций реновации старой Самары было много. В 2015 году бывший тогда министром строительства в правительстве Николая Меркушкина, ныне уголовно преследуемый Алексей Гришин выступил с презентацией сразу двух проектов — «Пять кварталов» и «Стрелка». Проект «Пять кварталов» как раз предполагал реновацию территории в границах улиц Самарской, Красноармейской, Садовой и Льва Толстого, был распиарен всеми возможными способами и даже получил широкий отклик, но потом как-то затих. Впрочем, нет, была построена 17-этажная гостиница на пересечении Красноармейской и Самарской. Так себе реновация, конечно, но кто-то заработал.
Реновация пока дальше обсуждений не идет
Новый всплеск обсуждения проблемы старой Самары был вызван проведением чемпионата мира по футболу. «К чемпионату город преобразился. Было приведено в порядок 174 фасада объектов культурного наследия, на 104 были выполнены работы по реставрации, а на 70 — текущий ремонт. Но еще очень многое предстоит сделать, чтобы и в дальнейшем жители, собственники объектов наследия сами проявляли инициативу и выполняли свои обязательства по сохранению этих объектов», — рассказывал еще в 2018 году Владимир Филипенко, руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. В 2018-м вдохновленные успешным проведением ЧМ и позитивными откликами о Самаре гостей города, которые в радостном веселье не заметили тщательно замаскированные самарские развалюшки, власти вынесли вопрос о реновации исторического центра на уровень президента РФ. Снова последовали продолжительные аплодисменты, выступления и обсуждения.
Тем временем о городе заботились волонтеры. Федеральную известность получил фестиваль «Том Сойер Фест» — мероприятие по восстановлению исторической среды силами волонтеров на средства партнеров. Идея фестиваля переросла в успешный проект, суть которого переняли десятки городов. Конечно, власти не могли пройти мимо. На фестивале брали в руки строительные инструменты и мэр города Елена Лапушкина, и депутат Госдумы Александр Хинштейн, ставший партнером фестиваля.
Очевидно, что в тренде — украшение старых кварталов. Реновация пока дальше обсуждений не идет. Не исключено, что в новой стратегии сохранения исторического центра особое место будет отведено и уличному искусству.
Верхи могут
«Граффити, уличное искусство — это отдельная сфера, и мне она очень нравится. Все граффити, авторские инсталляции привносят нечто самобытное в облик города. Здорово, если это будет связано с историей Самары», — уверен депутат Госдумы Александр Хинштейн. По мнению одного из главных идеологов концепции сохранения исторического поселения Самары, здесь главное — не переусердствовать. «Все должно быть в меру и со вкусом. Если здание не является историческим памятником, то почему бы не украсить его посредством уличных художников? Это не должно противоречить среде», — говорит «Делу» Хинштейн. Подобный подход не ограничивает полета фантазии самарских художников.
«Оформление на Фрунзе создавалось свободно, но мы все-таки держались в границах определенных участков. То есть не заходили на кирпич, не меняли историческую среду, а только дополняли уже существующие предметы новыми смыслами», — рассказывает «Делу» Жанна Скокова.
«Было бы круто, если бы не забывали о местных авторах, которые живут
и работают в Самаре»
В таких условиях уличное искусство не только не повредит старым городским кварталам, но и становится способным сделать их зонами притяжения горожан и гостей Самары. Примеры тому есть во многих крупных городах России. Так, арт-двор в Новосибирске включен в туристическую карту города. В Казани разработаны экскурсионные маршруты по лучшим объектам стрит-арта. Существует Институт исследования стрит-арта в Петербурге, специалисты которого посещают российские города, изучая их через уличное искусство по гранту Российского фонда культуры.
Возможно, поэтому самарские власти давно и прочно установили с известными представителями стрит-арта тесные взаимовыгодные контакты. В Самаре немало работ, выполненных по заказу областной и городской администраций. Одна из них — «Девушка на облаках» на Ново-Садовой — появилась в 2018 году. Заказчиком проекта выступил Фонд капитального ремонта Самарской области. Исполнителями стала команда челябинских художников. Тогда же появилась работа на стене самарской 12-этажки «Девушка с ракетой «Союз», созданная молодой москвичкой Кристиной Куликовой. Прошлым летом Самара рукоплескала Покрасу Лампасу, по приглашению руководства региона расписавшему один из спусков самарской набережной.
«С каждым годом интерес к уличному искусству со стороны властей увеличивается. Есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы Самара становилась более развитым и интересным городом в этом плане. Сюда приглашают художников, здесь проводят фестивали. Было бы круто, если бы не забывали о местных авторах, которые живут и работают в Самаре, а не вспоминали бы только о тех, кто приезжает сюда за деньги», — делится с «Делом» простыми мыслями Жанна Скокова. По словам волонтеров, которые взялись проводить пешие экскурсии по историческому центру Самары, насыщенному объектами стрит-арта, они надеются, что контраст и симбиоз современного искусства и старины привлекут новых неравнодушных общественников к проектам сохранения старого города.
Низы хотят
«Уж лучше украшать, чем сносить и застраивать. Да, конечно, все давно понимают, что некоторые дома уже не спасти, но абсолютному большинству домов нужна реставрация. Альтернативой может быть снос этого жилья и строительство максимально похожих домов. Граффити, инсталляции и подобные крупные проекты — отличный способ сохранить старый город, а в перспективе создать, например, арт-квартал, как в Москве», — предается мечтам в беседе с «Делом» рядовая жительница Ленинского района Самары, студентка Василина Мезенцева.
С ней согласна и художница Екатерина Оленина: «Разрушать старый город — это как сжигать семейный фотоальбом, только в более широком смысле».
Есть ли надежда на то, что покосившиеся дома старого города перестанут просто закрашивать и начнут наконец реставрировать? Что на месте трущоб появятся новые комфортные и красивые кварталы, в которые удастся гармонично вписать то, что еще можно спасти от старой Самары? Что действия властей пойдут дальше обсуждений планов? Неужели ничего нельзя придумать и, главное, уже реализовать?
Ответы пока рисуют художники и маляры.
— Елена Иволгина