Решения по громкому религиоведческому делу отменены, оно направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Поиски признаков экстремизма в двух тафсирах Корана начались весной 2016 года, после ликвидации в поселке Красный Пахарь (Красноглинский район) нелегального молельного дома. Здесь изъяли много религиозной литературы и компоненты СВУ, при обезвреживании которых произошла детонация, а само здание подверглось разрушению.
Часть посетителей молельного дома — его стали называть «Джамаат Красный Пахарь» (признана судом террористической организацией, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации) — позднее засветились в составе незаконных вооруженных формирований за границей.
В конце 2018 года с подачи ФСБ прокуратура подала в суд Красноглинского района иск о признании экстремистскими ряда изъятых в Красном Пахаре книг. Среди них оказались тафсир (толкование) Корана за авторством известного исламского богослова Ибн Касира, жившего в XIV веке; смысловой перевод Корана, выполненный известным переводчиком Эльмиром Кулиевым, и 10 брошюр «Значение и смысл Корана», изданные в Германии компанией SKD Bavaria Verlag&Hendel GmbH.
Как установили правоохранители, «согласно проведенным психологической и лингвистической экспертизам, в отдельных переводах (интерпретациях) изъятой религиозной литературы содержатся признаки оказания психологического воздействия на читателя с целью установления враждебного отношения к группе лиц по религиозному принципу, а также высказывания экстремистской направленности». В духовных текстах выявили «искаженные трактовки» и некие дописанные переводчиком (или редактором) фразы. В версии правоохранителей, «содержание книг не соответствует историческим фактам и призывает мусульман к экстремистским действиям в отношении представителей иных религиозных конфессий».
Дело по иску прокуратуры передали на рассмотрение судье Красноглинского суда Ирине Щетинкиной, которая в 2020 году удовлетворила исковые требования. OBOZ.INFO подробно писал об этой тяжбе в специальном расследовании «Коран вне закона толкования». Судебный акт позднее прошел апелляционную инстанцию Самарского областного суда и вступил в законную силу.
И вот эта история получила неожиданное продолжение в кассационной инстанции. Дело было пересмотрено 6-м кассационным судом общей юрисдикции (КСОЮ) по заявлению заинтересованных сторон, среди которых была Централизованная мусульманская религиозная организация «Совет муфтиев России».
В версии заявителей, запрещенные печатные издания написаны в иной исторический период, содержат хадисы (предание о словах и действиях пророка Мухаммеда), затрагивающие различные религиозно-правовые стороны мусульманской общины, а также хадисы, «определяющие правила выполнения религиозных ритуалов, правила взаимоотношений между людьми в мусульманской умме (религиозная община), взаимоотношения представителей уммы с лицами, исповедующими иные религиозные взгляды».
Кроме того, ряд печатных изданий относятся к источникам исламского права, и не могут быть признаны экстремистскими материалами.
6-й КСОЮ выявил, что нижестоящими судебными инстанциями были допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, в частности заключения комплексной психолого-лингво-религиоведческой экспертизы, которая содержит противоположные выводы экспертов.
«Данное противоречие при разрешении административного спора судами устранено не были, что ставит под сомнение законность и обоснованность принятых судебных актов», — сообщает пресс-служба 6-го КСОЮ.
В итоге состоявшиеся постановления судов первой и апелляционной инстанций отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
— Наталия Эльдарова