Накануне Нового года на карте Самары появилась новая и необычная точка общепита — рестобар «Судакъ».
Заведение расположилось на улице Ленинградской, на спуске к набережной Волги. Ради чего стоит зайти в новое место и чем принципиально заведение отличается от других, выясняли специально для читателей «СО».
Начнем с фасада — красивый дореволюционный двухэтажный дом, облицованный желтой плиткой. Ранее здесь одна за одной располагались невнятные пивнушки, а теперь открыли полноценный ресторан, вернее, рестобар, как его позиционируют создатели, что-то среднее между баром и рестораном.
Достаточно небольшое камерное пространство, дизайнером которого выступила Ланда Щеглова. Когда сюда заходишь, внимание привлекает множество деталей с историей. Айдентика выстроена вокруг России начала XX века. Например, гармонично вписавшиеся в интерьер две печки-буржуйки или приспособленная под колонну на кухне шпала 1888 года.
С потолка свисает роскошная чехословацкая хрустальная люстра в обрамлении лепнины, среди которой — стерляди, для них специально отливали форму с настоящей рыбы. Она же, стерлядь, на стене с изразцами, да и просто на каждом столе. Другая же стена зашита прозрачным пластиком, чтобы были видны восстановленные доски, сохранившиеся с самой постройки дома. Барная стойка, за которой заметна часть кухни, обшита стальными чешуйками (всего 824 штуки), раскрашенными вручную.
В кирпичной стене остались отверстия от рыболовных крючков — до революции здесь был рыбный магазин. В стене можно увидеть часть балок перекрытия и кирпич 1889 года. Из необычного — туалет с дверями от самого настоящего советского лифта из Новосибирска, кнопка вызова тоже имеется. Внутри раковина, как из старого мультфильма «Мойдодыр», только полотенца и таза на голове не хватает.
Дамская комната для женщин в мягкой розовой обивке и с плакатами, у мужчин — также постеры, функционирующий телевизор и лесенка к писсуару, где по пометкам можно определить, кто ты: «чушпан» или пацан. В самом зале помещается всего порядка 40 гостей, из которых 9 — за широкой столешницей бара и столько же — за высоким столом. Итак, переходим к обзору меню. Ну что сказать… Наконец-то появилось место в Самаре, куда можно будет приводить туристов на настоящую волжскую кухню.
Потому что она у нас пока с трудом развивается на гастрономическом фестивале «Волжские сезоны». Меню достаточно короткое. Для справки, до революции меню печатали каждый день наборными буквами на бланках. В «Судаке» также стремятся к лаконичности. Холодные закуски ординарные, поэтому перешли к горячим закускам и взяли печеный костный мозг (1440 рублей), который подают с ржаными тостами и сванской солью. Это для любителей пожирнее и для тех, кому ну очень нужен коллаген. Вкусно, но, повторимся, на любителя. Остается только пожелать, чтобы в рестобаре «Судакъ» появилась визига — хорда, добываемая из осетровых рыб, что, по сути, тоже почти костный мозг, но не такой жирный.
Второй позицией стал кокиль с морепродуктами (1200 рублей) по рецепту, максимально приближенному к тому, что готовили на коронацию Александра II. Фактически это ризотто, максимально сливочное и с большим количеством соуса, оно, скорее, как горячее. Достаточно сытно.
Отдельный раздел посвящен чебурекам, так и называется «Волжские чебуреки». Всего четыре вида, на пробу заказали с судаком и шпинатом (670 рублей), он по-барски подается с красной икрой и игристым. Почему-то сразу в голове появляются образы гусаров с саблями. Сочно, но таким не наешься совершенно точно. Салатов также четыре вида.
Остановились на интересной позиции, где селедку заменили осетриной, и это осетрина под шубой (800 рублей). Это точно надо отведать, потому что словами достаточно сложно передать вкусовые впечатления.
В основных попробовали три блюда. Первое — котлеты из щуки по-волжски (890 рублей) с пряным птитимом. Сама котлета восхитительна, все как надо — нежная и сочная, без неприятного запаха рыбы, а вот гарнир на троечку — суховат и невыразителен. Бефстроганов из телятины (1300 рублей) с лактоферментированными белыми грибами и картофельным пюре. Выложили все в виде рыбы, телятина оказалась на самом деле телятиной, а не говядиной. Если бы был рейтинг, то уверенно «Судакъ» взял топовое место за бефстроганов. 10 из 10. Третьим горячим стало тельное из судака (1180 рублей), начиненное грибами с карамелизированной цветной капустой. Получилось необычное прочтение сочетания рыбы и овощей. Десертов пока нет, но планируются. Барная карта составлена от души — много разных позиций, порой не самых впечатляющих, но нужных для продажи. К примеру, расскажем, что на кранах. Всего 8 позиций, из которых только одна — «Жигулевское», и то не с нашего пивзавода. Как говорится, шок-контент. Слова Kilkenny, Barbe Rube, Swinckels многое могут сказать искушенному гостю.
Также прямо из кранов разливают пару наименований игристого. Для всех бочек сделали cold room, чтобы напитки всегда были нужной температуры. Мы остановились на бутылочном безалкогольном пиве Wieninger Teisendorfer Hell (480 рублей) — и вечер сложился. Из вышеизложенного сразу видим, что ценник вообще недешевый. Но в оправдание можно сказать, что «Судакъ» хочет стать не очередной забегаловкой с дешевым пивом, а гастрономическим местом, где интеллигентно проводят квартирники и музыкальные вечера. В общем, какой вывод можно сделать: стоит запланировать хотя бы один визит, чтобы краешком захватить вайб времен конца XIX — начала XX века.
Справка
Здание по адресу: Ленинградская, 22, имеет интересную историю. Единого мнения насчет года постройки нет — это примерно 1910-й или 1912-1913 годы. Предположительно, дом возвел архитектор Петр Павлович Головкин (младший брат известного купца, краеведа, художника и фотографа Константина Павловича Головкина) для своей семьи.
В некоторых источниках значится как дом Григория Петровича Сапрыкина, рыбного магната. Первый этаж он снимал для своего магазина, а впоследствии выкупил все здание. Улица Ленинградская, ранее Панская, наряду с Троицкой площадью до революции была центром элитной рыбной торговли. Здесь же рядом на Панской располагались специализированные рыбные магазины Мясникова, Основина и Слепендяева. Дом построен в стиле модерн, несмотря на то, что у него полная фронтальная симметричность.
По обеим сторонам здания — навершия с барельефами, балконы с коваными решетками, где на простенках расположились маскароны (лепнина с женским лицом). По центру — колоннада, на которой небольшой купол со шпилем. В отделку пошла желтая плитка кабанчик (фасадная плитка, имитирующая кирпичную кладку разных цветов) и зеленая плитка того же размера, из которой выполнены вставки над окнами второго этажа. Сейчас это объект культурного наследия (памятник архитектуры) регионального значения.
— Ольга Гладкова